«Мы отрекаемся от сансары»
Администратор Центрального хурула Йонтен-гелюнг - о жизни до монашества, дебатах в буддийском университете и быте монахов
Фото: Пресс-служба Центрального Хурула Калмыкии
Благодаря популярным фильмам вокруг буддийских монахов возникло много стереотипов: мол, целыми днями они оттачивают навыки боевых искусств и занимаются в саду каллиграфией и йогой. Наш собеседник Йонтен-гелюнг (в миру - Сергей Киришов), администратор Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», ответил на самые популярные и неловкие вопросы о буддийских монахах. Мы также попросили его рассказать о том, как он стал монахом, из чего состоит его быт и можно ли гелюнгам пользоваться Интернетом.
У Йонтен-гелюнга было обычное детство: "Я ходил в элистинскую школу №17, жил на втором микрорайоне. Как и все ребята, я занимался спортом, ходил в музыкальную школу. У меня было много друзей". В детстве ему хотелось быть и фотографом, и пожарным, и медиком, и даже военным. Когда в старших классах нужно было определиться с профилем обучения, он начал всерьез задумываться о деле всей жизни.
"Поначалу я думал, что стану врачом. Я всегда уважал врачей, медработников.
Это благородная профессия."
Йонтен-гелюнг вспоминает, что в профессиях, которые он рассматривал, ему "чего-то не хватало": "Мне хотелось прожить жизнь полностью, не сожалея ни о чем, с пользой для людей". Как рассказывает собеседник "ТОДО медиа", он был буддистом и до того, как стал монахом, и именно в буддийском учении нашел ответы на многие терзавшие его вопросы. Так Йонтен-гелюнг понял, что именно этому хочет посвятить жизнь. После девятого класса он пришел послушником в Аршанский хурул. Через год его отправили в Индию в буддийский университет.

Чему учат в буддийском университете в Индии?

В связи с Тибетским восстанием 1959 года крупнейшие буддийские университеты оттуда перенесли в Индию.

"Все мое время в монастырском университете было занято учебой", - рассказывает Йонтен-гелюнг. Распорядок дня в буддистском университете строгий, и это не только про подъемы в 6 утра и постоянные самостоятельные занятия. В 9 часов начинались диспуты, в 11 студенты обедали, после чего шли на занятия к учителям, которые читали лекции и давали задания. Так продолжалось до вечера.В 5 часов вечера все идут на ужин, а уже в семь начинались вторые диспуты, которые продолжались до 11 часов ночи. После этого студенты возвращались домой и повторяли выученное за день.

"По сути у нас был один предмет - философия буддизма. Были еще дополнительные: грамматика, санскрит, астрология, английский язык, научные дисциплины", - вспоминает администратор Центрального хурула.

"Система обучения в монастыре построена так, что монаху не достаточно просто выучить и зазубрить, - говорит наш собеседник. - Информацию, которую мы учим, нужно проанализировать, поэтому устраивают диспуты. Они проходят примерно так: другие монахи пытаются опровергнуть твое воззрение".
Дебаты в буддийском университете - моя любимая часть обучения.
Йонтен-гелюнг
Фото: Пресс-служба Центрального Хурула Калмыкии
Для чего монахам дебаты?

Йонтен-гелюнг отмечает, что с помощью диспутов человек глубже усваивает материал. "Например, нам говорят, что существует следующая жизнь. Мы соглашаемся с этой информацией. Вроде бы верим, а на самом деле вера в это недостаточно глубока, возникают сомнения, потому что не так сильна духовная практика", - говорит он.
"Калмыки говорят, что есть следующая жизнь. Но кто готовится к следующей жизни? Мало кто готовится, хотя считают, что она есть."
Монахи не сразу же принимают за правду, что есть следующая жизнь - для этого нужно доказать, почему она есть. "Все, что существует, можно логически обосновать. Все наши знания подвергают аналитическому разбору", - отмечает наш собеседник.

Йонтен-гелюнг проучился в Индии десять лет - столько длится основной курс обучения. Для того, чтобы освоить все курсы требуется 16 лет - после этого монах получает ученую степень геше. Как сообщил Йонтен-гелюнг, в Калмыкии есть один монах с такой степенью.

Как меняется жизнь после обучения в буддийском университете?

Йонтен-гелюнг продолжает общаться с однокурсниками из Индии: он учился с бурятами, тувинцами, тибетцами. Собеседник "ТОДО медиа" считает, что в будущем возможна плодотворная совместная работа с буддийскими республиками.

Почему Йонтен-гелюнг больше не Сергей?

По словам Йонтен-гелюнга, монах меняет три вещи: имя, прическу и одежду.

Когда человек принимает посвящение в монахи, он отрекается от сансары. "Некоторые люди думают, что монахи отрекаются от людских благ. На самом деле мы отрекаемся от сансары", - рассказывает гелюнг. Монаху не нужны сансарические задачи, которые ставит перед собой мирянин.

Как развлекаются монахи?

"Никак. Развлечения - пустая трата времени", - говорит гелюнг.

"У монахов есть 253 обета, они появились во времена Будды Шакьямуни (около 2500 лет назад - "ТОДО медиа")... С тех пор появилось много новых вещей: компьютер, Интернет, телефон и так далее. Можно ли монаху пользоваться интернетом или смотреть фильмы? В винаи (свод правил буддийской монашеской общины - Т.М.) прямого ответа нет", - говорит Йонтен-гелюнг.

"Нужно руководствоваться логикой, - продолжает он. - Обеты защищают монаха от свершения неблагих дел, от накопления негативной кармы. Монах должен выстраивать свою жизнь так, чтобы не накапливать негативную карму. Монаху можно смотреть фильмы, если это не наносит вред. Разрешается смотреть научные, познавательные фильмы, которые не пропагандируют насилия, не зарождают негативные эмоции". Соответственно монаху разрешается и пользоваться Интернетом, если это приносит пользу. Например, для Йонтен-гелюнга Всемирная паутина - способ поддерживать связь с мирянами, помогать решать их вопросы. При этом есть много вещей в Интернете, которые запрещены монахам: тратить свое время впустую, например, листая TikTok. Каждый монах сам должен анализировать свое поведение в Интернете.
Фото: Пресс-служба Центрального Хурула Калмыкии
"Например, если Instagram используется с благой мотивацией и приносит пользу - запрета нет. Я считаю, что это необходимо использовать современным монахам."
"У нашего хурула есть официальные страницы во многих соцсетях", - говорит гелюнг.

Монахи в курсе новостной повестки. Йонтен-гелюнг подчеркивает, что они читают новости, подвергая их сомнениям, как учили на университетских дебатах. "Нужно читать новости, чтобы знать состояние общества в данный момент", - подчеркивает монах.

Как рассказывает Йонтен-гелюнг, он продолжает общаться с самыми близкими друзьями, которых завел до посвящения в монахи. Друзья поддерживали его, когда он был в Индии, и сейчас гордятся им.

Можно ли монахам пользоваться автомобилем?

"Многие люди говорят, что монах не должен ездить на машине. Отчасти это так, однако нужно рассматривать подход монаха к этому. Если мы откажемся от автомобилей, которые есть при хуруле, то как мы сможем охватить всю республику? Главное, чтобы автомобиль не был средством привязанности. Как средство передвижения, автомобиль приносит пользу людям, Дхарме (буддийское учение - Т.М.)", - отвечает Йонтен-гелюнг.

Куда совершают паломничества буддисты из Калмыкии?

Самая большая группа паломников, которую сопровождал гелюнг, состояла из 180 человек, в основном это были бабушки. В хуруле замечают насколько сильно в Калмыкии развивается буддизм после распространения культуры паломничества: "Люди посещают святые места, смотрят, как живут люди в Индии, рассказывают друзьям о своем опыте. Это способствует духовности и развитию буддизма".
Фото: Пресс-служба Центрального Хурула Калмыкии
Паломники из Калмыкии чаще всего посещают такие места в Индии:
Эти места Будда завещал посещать всем верующим, чтобы не терять связь с ним
Лумбини
поселение в Непале, место рождения Будды Шакьямуни
Бодх-Гая
место, где Будда достиг просветления
Сарнатх
место, где Будда прочел первую проповедь пяти первым последователям
Кушинагар
место, где Будда ушел в нирвану
Как проходит день буддийского монаха в Калмыкии?

На вопрос о том, как проходит обычный день монаха в Калмыкии, Йонтен-гелюнг с улыбкой отвечает, что каждый день необычен. У каждого монаха свой график. Йонтен-гелюнг просыпается утром, совершает духовные практики - у каждого монаха они свои. Затем идет на работу: Йонтен-гелюнг - старший администратор хурула и член Общественной палаты России.

Утром организовывает внутреннюю работу храма - это работа с 70 сотрудниками, от охраны до музейных работников и секретарей. "Иногда приходится выезжать в Москву и другие субъекты, чтобы решить вопросы", - делится он.

День может быть насыщен встречами с людьми, мероприятиями, совещаниями. Вечером Йонтен-гелюнг возвращается домой и совершает свои практики или проводит встречи с верующими. Как сказал монах, он прежде всего гелюнг, а потом уже администратор. Монах в течение дня решает обыденные вещи. Во время интервью к нему обратился сотрудник хурула с вопросом, как починить табличку, которая болтается на воротах из-за ветра.

Зачем Сергей Киришов со второго микрорайона стал монахом?

"Главная цель монаха - обеты личного освобождения, духовная практика для того, чтобы очистить ум от омрачения, привязанности, гнева, неведения. Взрастить в себе благие качества: мудрость, терпение, щедрость.
Очистив свой ум от омрачения и взрастив в себе положительные качества, монах достигает просветления, избавляется от страдания.
Йонтен-гелюнг
Вторая цель - работа в хуруле во благо верующих и живых существ.
БЛИЦ-ОПРОС:
Все ли монахи владеют боевыми искусствами?
Нет, это заблуждение. Боевыми искусствами занимаются шаолиньцы в Китае. В наших монастырях специально боевыми искусствами не занимались.
Все монахи осваивают йогу?
Некоторые монахи занимаются йогой по личному желанию, но это не входит в монастырскую программу.
Правда, что монахи ходят зимой в легких одеяниях и не болеют?
Йонтен-гелюнг сразу опроверг этот миф. По его словам, монахи одеваются по погоде. "Мы тоже чувствуем холод и можем простыть", - отмечает собеседник издания.
Что едят монахи?
Я вегетарианец, ем все, только без мяса: крупы, овощи, фрукты.
Расскажите, что означают цвета традиционного одеяния монахов.
Раньше цвет одежды был другой, "более оранжевый". В хуруле по уставу носят бордовые одеяния. По особым случаям надевают сверху оранжевую ткань. Монахи по традиции должны шить свою одежду из самого дешевого материала. На тот момент самый дешевый материал был оранжевого оттенка, белый цвет носили только богатые. Один из элементов одежды - лоскутки. Это выглядит как лохмотья, это пошло из тех времен, когда монахи шили сами одежду из лоскутков, которые находили.
Есть ли в Калмыкии женщины-монахини?
В Калмыкии есть одна монахиня, но в республике пока нет женских монастырей. Практикующие женщины-монахини есть, они ходили в паломничество и хорошо знали учения. Сейчас обращаются женщины, которые хотят посвятить учению свою жизнь. Им приходится жить дома, потому что женщинам запрещается жить в мужских монастырях. Женский монастырь пока не предвидится.
О чем мечтает монах из Калмыкии?
Я бы сказал, что это мечта-задача: возродить учение до того уровня, что люди будут жить согласно ему, как минимум совершать благие деяния, практиковать любовь и сострадание.

Тогда наше общество будет процветающим. Люди будут чувствовать себя счастливо. Мы не избавимся от болезней, смерти и не сможем решить экономические проблемы, но наше ощущение станет лучше.

Наши паломники отмечают, что в Индии слабая экономика, много бедных людей, но у них улыбка на лице и счастливый взгляд. Вспомните себя: как только появляется проблема, многие впадают в депрессию, испытывают стресс. Я понимаю, почему так: Индия очень развита духовно, там крепки религиозные традиции, они глубоко сидят в менталитете. Они к трудностям относятся легко, друг другу желают счастья. От внутреннего состояния зависит многое. Наше счастье зависит только от внутреннего состояния.

Другой пример - Америка. Это экономически развитая страна, но взгляните на статистику: много суицидов, людей, больных депрессией. У них одна из самых востребованных профессий - психотерапевт. Несмотря на высокие зарплаты, счастья им не хватает. Нужно уделять достаточное внимание своему внутреннему состоянию.
Три совета от Йонтен-гелюнга
1
Не надо переживать, если есть выход из проблемы. Если выхода из проблемы нет, то переживать бессмысленно.
2
Помогайте всегда, когда это возможно. Если нет, то попытайтесь хотя бы не вредить.
3
Соблюдайте социальную дистанцию, мойте чаще руки, берегите свое здоровье.
Вероника Колесник