Калмыцкий контемпорари-арт
в лицах
Герел Путеева, Кристина Добр и Виктория Сарангова раскрывают смысл своих работ и говорят о любимых художниках
Совсем скоро, с 3 по 6 октября, в Элисте пройдёт выставка современного искусства. В связи с этим, мы решили получше разобраться в творчестве тех авторов, которые в ней участвуют. Герел Путеева, Кристина Добр и Виктория Сарангова рассказали «ТОДО медиа» про тематику своих работ и используемые формы искусства.

Герел Путеева

Привет! Меня зовут Герел. Пишется Герл, но мне нравится, когда произносят Герел. Я начинающая художница.
— В каком направлении/стиле ты работаешь? Почему так сложилось?
— Я точно не знаю, как называется мой стиль. Обычно я просто делаю все так, как вижу у себя в голове. Мне нравится рисовать портреты, использовать яркие цвета, а также добавлять текст к картинам и объектам.
— Основные темы в твоих работах?
— В своих работах я часто затрагиваю темы деколониальности и национальной идентичности. И вообще пытаюсь исследовать свой опыт нерусской женщины из рабочей семьи и национальной республики, переехавшей в метрополию. Я считаю, что в искусстве не хватает голосов непривилегированных людей, у которых не было богатых родителей. Хотя я не уверена, являюсь ли я сама тем голосом, так как переехав в Москву, я частично потеряла связь со своими корнями.
— Выбери 3 свои наиболее знаковые работы и расскажи об их значении и истории создания
— Мои первые объекты, благодаря которым я попала на онлайн-выставку, организованную казахскими кураторками — «дворник/брат» и «уборщица/сестра». Эти работы посвящены рабочим людям, которых я вижу в Москве. Как и многие из Калмыкии, я родилась в рабочей семье, поэтому привыкла видеть людей, выполняющих физическую работу, и никак не отделяю их от остальных. В Москве я заметила более резкое расслоение в обществе: там очевидно разделены «белые воротнички» и «синие воротнички» — они будто существуют в разных мирах. Рабочие люди на улицах выделяются благодаря ярким униформам: оранжевые дворники, жёлтые курьеры. Это напомнило мне антиутопию, где разные классы носят одежду определённых цветов.
В этих работах фигурки дворника и уборщицы покрыты яркими цветами, и я выражаю солидарность с ними, называя братом и сестрой.
Вторая работа — автопортрет без названия. Тут изображены я и загадочное существо, которое влияет на моё восприятие. Эта работа — про ощущение, когда ты настолько ушла в свои мысли и закопала себя в тревоге, что даже восприятие знакомой комнаты меняется. Мозг перевозбужден и будто накладывает цветовой фильтр на изображение перед глазами.
Третья работа будет на выставке в Элисте со 2 по 6 октября. Она называется «Загадка». Если её отгадать, то можно понять, о чём будет серия моих работ на выставке! Подсказка: это связано с национальной идентичностью.
— Самый интересный художник на твой взгляд?
— Мне больше всего важно, насколько сильно я ассоциирую себя с художницей или художником, поэтому мне нравятся работы людей со схожим опытом. Вряд ли я увижу себя в белом европейце из другого века. Вот классные художницы, которые мне нравятся:
1. Наталья Папаева из Бурятии. Советую посмотреть её перформансы на тему потери языка.
2. Целая семья из Казахстана: Сауле Сулейманова, Суинбике Сулейманова-Базаргалиева и Медина Базаргали.
3. Вика Сарангова из Калмыкии, которая тоже будет на нашей выставке в октябре.

Кристина Добр

Привет, меня зовут Кристина Добр. @krista_dobr — это мой художественный аккаунт.
— В каком направлении/стиле ты работаешь? Почему так сложилось?
— На самом деле, сложно сообразить, в каком направлении я стараюсь развиваться. Предпочитаю думать, что это рисунки в жанре «прикол». Я ощущаю стойкое отторжение от академического рисунка, его монументальности и громоздкости. Не имею ничего против, так как в общей специфике — это все круто.
Мне хотелось бы наблюдать свободу и остроумие в искусстве, поэтому жанр прикола идеально вписывается в мою картину мира.
— Основные темы в твоих работах?
— Я стараюсь избегать очерченных лейтмотивов. Но если говорить о визуальной перекличке, то, наверное, это боди-хоррор, красочность и разнообразие форм. Хочу говорить обо всём, что окружает.
— Выбери 3 свои наиболее знаковые работы и расскажи об их значении и истории создания
Знаковая номер один.
Мне нравится, что она смешная и понятная, а ещё говорит сама за себя. История создания не важна — картинка просто появилась. В этой лёгкости и заключается моя художественная модель.
Знаковая работа номер два. Это комикс, над которым я сейчас работаю. Во-первых, я считаю его очень стильным и визуально насыщенным, во-вторых, он кровавый и дерзкий, а в-третьих, это моя первая длительная неиллюстративная работа. Сюжет родился за десять минут до старта комикс-марафона, который устраивали подруги из британки (Британская Высшая Школа Дизайна — прим. «ТОДО медиа»). Комикс за 24 часа Скотта Макклауда — это воистину челлендж. За сутки нужно полностью создать готовый комикс. За это время мы много страдали, мало спали и ели, но, все-таки, что-то да сделали.
Комикс про агрессию и её, казалось бы, деструктивную силу, которая несёт в себе намного больше, чем разрушение.
Мне было интересно использовать в качестве силовой тяги негативные эмоции — злость, агрессию и раздражительность. Вышло неплохо, как мне кажется.
Знаковая работа номер три. Это мультфильм, который тоже сейчас в работе. Он такой же красочный и динамичный, визуально сдобренный. Главная мысль — принятие себя и поиск светлого в деструктивных моментах. Будучи biracial (моя мама калмычка, а отец армянин), я ощущала себя вне крупных национальных сообществ (славянского, калмыцкого и армянского). Мне казалось, что я максимально разобщена и не у дел.
Проживая в крупном городе и сталкиваясь с расизмом и ксенофобией, я совершенно не понимала, как говорить о своих чувствах.
Всё это отрицательно повлияло на моё самоощущение и зачатки саморепрезентации. Я поехала на фестиваль «Рудник» в Татарстане, в мастерскую документальной анимации Дины Годер, чтобы запечатлеть это. Кураторы (Дина, Сандрик и Соня, большой вам респект!) очень помогли начать этот диалог, задать себе верные вопросы, а также оформить мысли в визуальный материал. В итоге тема быстро поменялась: стала более взрослой и цельной, а я смогла прийти к выводу, что не должна принадлежать к чему-то одному. Во внутреннем многообразии есть гармония, которая дает мне силу и энергию двигаться дальше, чаще всего напролом.
Самый интересный художник на твой взгляд?
Очень сложно! В мире столько чудесных мастеров и мастериц, что выделить кого-то отдельного экстремально сложно. Могу назвать топ-3 на сегодня:
1. @tarabooth
Самая жизненная и остроумнейшая из остроумнейших. В общем, Тара Бут это как первый фильм из серии дневника бриджит джонс — so much relatable.
2. @felipe.bolivar
Крутые персонажи, яркие образы и абсолютно крышесносные техники.
3. @sophiekoko
Моя самая любимая аниматорка. В ней есть все: потрясающая коммерческая выверенность, остроумные приколы и невероятно сексуальный визуальный набор.

Виктория Сарангова

Привет, меня зовут Виктория Сарангова. Я занимаюсь художественной деятельностью, а также работаю в музыкальном детском саду при Берлинской Государственной Опере. Закончила бакалавриат по направлению «Перфоманс» в Колледже Святого Мартина (Университет Искусств Лондона), и недавно получила диплом магистра искусств в университете искусств Берлина.

Живу между Берлином и Элистой.
— В каком направлении/стиле ты работаешь? Почему так сложилось?
— У меня нет определённого направления или стиля. Мои работы существуют в междисциплинарном пространстве.
Обычно идея ведёт меня к инструменту, наиболее подходящему к ней — будь то ручная вышивка, текст, документальный фильм или звуковое полотно.
Иногда эксперименты с этими инструментами ведут меня к идее. Мне нравится сохранять подвижность и открытость в этом плане.
— Основные темы в твоих работах?
— В темах у меня тоже разнообразие, но среди преобладающих: (само)идентичность, городское пространство и память, понятие «прогресс» в современном обществе. Сейчас я исследую звук. Работаю над созданием аудио-работы, в которой все указанные мотивы переплетены в контексте Калмыкии.
— Выбери 3 свои наиболее знаковые работы и расскажи об их значении и истории создания
— Серия из четырех вышитых вручную портретов Motherland (2014) — моя самая первая инсталляция.

Каждая из вышитых женщин отражает для меня определенный этап калмыцкой истории. На портретах изображены:

  1. Портрет неизвестной калмычки.

  2. Мария Адьянова, Фрунзе, 1946. Эту фотографию я увидела на сайте Эльзы Гучиновой в разделе Сибирский альбом. Там же прочла статью «У каждого своя Сибирь» с воспоминаниями Марии. Ссылка на воспоминания.

  3. Лариса Юдина — главный редактор газеты «Советская Калмыкия». Убита в 1998 году. Эту газету я часто читала в юности, так как моя мама продавала ее на центральном рынке. Смерть Ларисы потрясла меня.

  4. Моя мама — Сарангова Надежда. Родилась в 1949 году в селе Тальменка Алтайского края, в ссылке. Умерла в 2010 году в городе Элиста.
Это работа с потоком воспоминаний, которые приходят и уходят. Воспоминания, которые являются как личными, так и коллективными. Воспоминания, которые я хочу сохранить и передать. Кроме того, мне было важно поразмышлять о связи исторического и личного времени.

Мой главный инструмент в этой работе — ручная вышивка, как акт сопротивления быстро стирающемуся прошлому.
«Археология прогресса. Редру́т» (2019). В 2019 году я провела один месяц в художественной резиденции CMR, расположенной в корнуэлльском городе Редру́т (Великобритания). Там я создала проект «Археология прогресса. Редру́т», который опирается на историю этого места. Эта работа носит интерактивный, ориентированный на сообщество характер: вместе со всеми заинтересованными людьми мы проводили совместные исследования окрестностей, мастер-классы, кинопоказы и обсуждения. Удалось даже поэкспериментировать с новым для меня жанром — ольфакторная (ароматическая) инсталляция.

Тем не менее, основным языком проекта был звук: в течение всего времени мы проводили совместные музыкальные сессии, и к этому добавили нарезки из архивных и полевых записей.
В этой работе был очень важен процесс — такой открытый формат является для меня одним из любимейших!
"Документальный фильм Площадь Ленина. Элиста" посвящен истории главной площади нашей столицы. За последние 50 лет площадь пережила несколько значительных трансформаций, каждая из которых символизирует новый поворот в истории Калмыкии. Не буду много писать об этой работе, так как пока не уверена, что она закончена. Лучше посмотрите трейлер.
— Самый интересный художник на твой взгляд?
— Мне интересны все окружающие меня коллежанки и коллеги, продолжающие свое дело в условиях неустойчивости и неопределенности. Это мои друзья и подруги, однокурсники и однокурсницы, партнеры и партнёрки по разным совместным проектам и резиденциям. Их творчество продолжает оказывать на меня влияние.


Амуланга Антонова
Поделиться с друзьями: