Как правильно зайти в кибитку?
- Когда один калмык приходил в гости к другому, то обязательно произносил перед кибиткой фразу «Нохаһан хөр!» или «Нохаһан ав!» (сокращенно – «Нохаг!»).
В переводе на русский язык это означает «Убери собаку». Бывало и так, что при юрте собак не было, но тем не менее гость кричал эту фразу, потому что люди, находящиеся в жилище, должны знать, что к ним кто-то подъехал. Кстати, стучать в юрту было не положено.
Такая традиция оповещения о своем прибытии присутствует у всех монгольских народов.
- Когда человек живет в кочевом быте, разумеется, что вокруг его места нахождения всегда огромное количество различных предметов, поэтому, когда человек заходит в жилище, он не имеет права ничего переступить.
Так, калмыки считали, что гость не должен переступать через коновязь. Если это был близкий родственник, например тесть, то невестка выходила, привязывала его лошадь и приглашала его в дом. Если это был человек, встреча с которым была не запланирована, то он не имел права перешагивать коновязь, не имел права заходить в дом с плетью, с оружием. Он должен был оставлять это у двери.
Поэтому в калмыцком героическом эпосе «Джангр» есть такой сюжет, когда человек зашел в жилище, по традиции оставив оружие, это оружие утащили, а потом и самого гостя пытались убить.
Кроме того, гость не имел права произносить нецензурную брань, если, например, споткнулся, ругаться, спорить.
- Самое главное – гость не имел права спотыкаться о порог. Порог в калмыцких юртах был достаточно высокий, а дверная коробка была в кочевой юрте отдельным съемным элементом. Со входом в кибитку связано много традиций, потому что дверь для наших предков была необыкновенно сакральна. В двери находилось божество, которое в ойратских текстах называли «үүдин теңгр» (божество двери). Оно приносило счастье и удачу хозяевам дома. Когда человек входил, ему нельзя было сидеть на пороге, снимая обувь, наступать на порог.
Порог считался границей между двумя мирами – миром чужим, внешним, и миром своим, внутренним.
- Были определенные символы, по которым люди давали понять, что не стоит заходить в дом. Например, если проходили роды или был маленький ребенок, которого не должны были видеть чужие люди.
На двери калмыки вывешивали специальный флаг, который называется дарцг.
Эта традиция упоминается в сказке «Цецн күүкн» («Мудрая девушка»).
- Гость обязательно заходит в дом с правой ноги.
Этикет приветствия
- Младший справляется о здоровье старшего при его согласии.
- Здороваться нужно тогда, когда хозяин изъявит желание поздороваться. Здороваться с порога у калмыков было непринято.
Встреча гостя. Чаепитие.
- После приветствия гость садился на место, которое ему укажут хозяева. Самовольно садиться куда угодно гость не имел права.
- Гостей рассаживали в соответствии с их статусом. Если в гости пришел гелюнг, то его сажали на самое почетное место – у алтаря, лицом к двери.
- Мужчины, придя в гости, садились с правой стороны от алтаря, женщины – с левой. Юрта была очень четко разделена на мужскую и женскую половины.
- Только сев, гость мог снять верхнюю одежду.
- Древний закон степи, который до сих пор соблюдается многими кочевыми народами: сначала накорми гостя, а потом спроси, зачем он приехал.
- Для гостя всегда готовился свежий чай. Подать разогретый чай считалось неуважением.
- Когда гость вошел, в доме не прибирают, мусор перед ним не выносят.
- Нельзя подавать гостю чай в сколотой посуде.
- Чай и другую пищу наливают по старшинству. Далее чай подается по часовой стрелке – зөв эргәд.
- Почетному гостю чай подается с песней. Ее исполняет хозяйка дома, в исключительных случаях – хозяин дома. Гость, прежде чем выпить чай, обмакивает в нем безымянный палец правой руки, делает окропление и только затем отпивает.
- Чай в пиале подается и принимается обеими руками.
- Калмыки подавали лучшую еду своим гостям. Есть пословица: «Лучшую одежду надень сам, лучшую пищу отдай гостю».
Подарки
- Подарки подаются двумя руками.
- Получивший подарок должен приложить ее ко лбу – «әдс авх».
- Ни в коем случае калмыки не дарят острых предметов – ножей, кинжалов.
- Не дарят предметы черного цвета.
- Не дарят шапки: шапка считается перевернутой посудой, что у кочевников Центральной Азии расценивается как проклятье.
- Подарки не открывают в присутствии гостя.