«Молодая республика», 1936
Кинематограф пришел в Калмыкию после Октябрьской революции и сначала нес сугубо социальные задачи: идейное воспитание населения, обеспечение досуга, просвещение. Таким образом, первые показанные в Калмыкии киноленты имели практический характер: партия рассчитывала через фильмы донести принципы ведения хозяйства. Однако позже оказалось, что такие фильмы малополезны: зрителям было скучно и содержание до них просто не доходило. Фильмы же документального и этнографического характера просили крутить по несколько раз. Из них можно отметить «Молодую республику» 1936 года - 12-минутный короткометражный фильм, представляющий мимолетный взгляд на жизнь в советской Калмыкии.
«Очир», 1933
Немой черно-белый фильм, представитель художественного кино сталинской эпохи. Сценарий написан самим Антоном Амур-Сананом, а в главной роли выступил первый калмыцкий профессиональный киноактер Зула Нохашкиев, который также играл в культовом раннесоветском фильме «Чапаев». Сюжет рассказывает о первых годах становления советов в Калмыкии глазами табунщика Очира. Как и положено фильмам той эпохи, кинолента прославляет достижения советской власти и призывает трудящихся на борьбу за «светлое, вечное, коммунистическое», но сюжет достаточно динамичен и насыщен событиями, поэтому его легко могут воспринять зрители любой категории. Саундтрэк - бодрая оркестровая мелодия, которая мало напоминает о калмыцкой степи, но зато здорово аккомпанирует стремительно развивающемся событиям. Интересный факт: действие картины происходит накануне Урс Сара.
«Гадание по бараньей лопатке», 1988
Фильм снят в эпоху перестройки, что возможно стало предпосылкой выбора столь острой темы: сталинская депортация. Режиссером выступила Ада Неретниеце - советский и латвийский режиссер, а сценаристом - Олег Манджиев. Из такого неожиданного творческого союза родился причудливый сюжет о взаимодействии групп спецпереселенцев: латышей и калмыков, между собой и с русскими. Калмыцкий обычай гадания становится в фильме объединяющим фактором и символом надежды и для латышей, и для самих калмыков. Некоторой мистики добавляет хоть и скудный, но меланхолично-космический саундтрэк. «Беды приходят и уходят, душа остается. Главное - чтобы светлой была».
«И вечно возвращаться», 1993
Тяжелый фильм о выживании детей в условиях послевоенного времени. Главный герой - мальчик Джиргал, волею судьбы оказывается в уральском городке, где ему приходится зарабатывать на жизнь в окружении чужой культуры и страшной бедности. Общество - что взрослое, что детское - подчеркнуто ожесточенное, послевоенный быт демонстрируется откровенно, хоть и без гротеска. В фильме нет непосредственно Калмыкии, но зато показано, с какими трудностями пришлось столкнуться калмыкам, отброшенным войной и депортацией на тысячи километров от своей исторической родины. Сценаристами выступили Олег Манджиев и Раиса Онкаева, режиссер - Сергей Мартьянов. «Жалеют только слабых, а слабые - страшные люди».
«Амуланга», 1987
Фильм режиссера Леонида Ясеницкого, сценаристом выступил знакомый по двум ранее упомянутым фильмам Олег Манджиев. Действие разворачивается на калмыцкой точке, куда главный герой Наран приезжает на сакман. Несмотря на любовную линию и указанный жанр драмы, в картине куда сильнее мистический элемент. Много внимания уделяется проблеме взаимодействия с природой, ее трансцендентному характеру. Конфликт «человек-природа» можно назвать центральным. Этому пониманию очень способствуют саундтрэк фильма и долгие, можно сказать, медитативные, планы калмыцкой степи.
«Небесный верблюд», 2015
Трогательная картина о воссоединении верблюдицы с ее чадом, которому помогает 12-летний Баир - сын чабана. Режиссер - Юрий Фетинг, сценарий - Эльзята Манджиева. Действие происходит на фоне теплого, даже обжигающего степного пейзажа. Сюжет не перегружен проблемами и действиями, отчего легко воспринимаем. Фильм настолько прост, что даже беседа Баира с молодым ламой (прим. буддийским монахом) написана не как откровение, а как совершенно будничный эпизод, что добавляет фильму жизненности. Просмотр вызывает ностальгию: наивная атмосфера фильма сильно отдает детским советским кино эпохи Оттепели: «Сказка о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал» и т.п.
«Чайки», 2015
Дебютный фильм калмыцкой режиссерки Эллы Манжеевой. Премьера состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля, фильм получил награду «За лучший дебют» «Кинотавра» и даже был представлен к соисканию номинации на «Золотой глобус». Тихая, медитативная драма о жизни жены рыбака - Эльзы, которая по воле судьбы оказывается на перепутье. Долгие планы заснеженной степи, полупустые кадры, отдаленные завывания ветра - на таком фоне разворачивается конфликт героини с прежними установками, осознание собственного одиночества и страха перед неизвестностью. Фильм можно воспринимать и как социальную драму о судьбе женщины, и как сугубо абстрактное рассуждение о поиске своего места в жизни после потери того фундамента, на котором стоял раньше.