Статьи

«У нас нет школы народного промысла»

Культура На главной
Во время экскурсии по Национальному музею им. Пальмова взгляды посетителей неизбежно привлекут изысканные вышивки, изящные курительные трубки, украшенные серебром, роскошные меховые одеяния. Все это - дело рук традиционных калмыцких мастеров. Что же сейчас происходит с народными промыслами в регионе? Об этом «ТОДО медиа» спросили у Заслуженного художника РК, академика  Российской Академии народного творчества и резчика по кости Виктора Дорджиева.

ФОТО: ТОДО медиа

К своему ремеслу я пришел очень просто. В то время республика поднимала народные промыслы и хотела, чтобы в «Калмыцких умельцах» работали профессионалы. Тогда в мастерских работали приезжие. Министерство местной промышленности хотело разработать свои калмыцкие сувениры для республики и ее гостей. 

ФОТО: ТОДО медиа

Всё свое детство я провел в интернате. Мы сами учились: срисовывали, переводили. Это, конечно, принесло свои плоды. В армии боевые листки оформлял.

Я никогда не мечтал быть профессиональным художником - тогда я думал, что для меня это недоступно.

Но так получилось, что я поступил в Воронежское художественное промышленное училище в 1978 году.  

Приехали мы сюда, в «Калмыцкие умельцы», полные энтузиазма. Произошел застой - их расформировали. Тогда я пошел в «Калмстрой материал объединение». Устроился на кирпичный завод, в керамический цех. Моя художественная жизнь пошла в другом направлении. Резьбой по кости я не занимался. Начал заниматься керамикой. Я проработал 12 лет в керамическом цеху. Делали много кашпо, тарелок. Все это было для серийного выпуска. 

ФОТО: ТОДО медиа

Самое главное в работе - это композиция. Если во время учебы ты освоил композицию, то тебе будет легко. 

Нам нужно развивать наш народный промысел. Я здесь, Галина Ушанова (художница-ювелир - «ТОДО медиа»), еще две женщины-самоучки в Цаган Амане и т.д. Больше никто не занимается. На всю республику семь человек.

У нас школы народного промысла нет вообще.

ФОТО: ТОДО медиа

Есть одна художественная школа на всю Элисту и одна школа искусств. 
Если человек хочет выставлять свои работы, то он возможности найдет всегда. Вот у нас выставка в Северной Осетии - это министерство культуры договаривается с регионом. Нужно обращаться в Союз художников. 

У меня сын тоже художник.

Он говорит, мол, у меня еще много времени впереди. Это самая опасная мысль.

Художник, как только выучился, должен делать одну работу в год, даже две. Передача мысли на холсте - самое сложное.