Во время экскурсии по Национальному музею им. Пальмова взгляды посетителей неизбежно привлекут изысканные вышивки, изящные курительные трубки, украшенные серебром, роскошные меховые одеяния. Все это - дело рук традиционных калмыцких мастеров. Что же сейчас происходит с народными промыслами в регионе? Об этом «ТОДО медиа» спросили у Заслуженного художника РК, академика Российской Академии народного творчества и резчика по кости Виктора Дорджиева.
К своему ремеслу я пришел очень просто. В то время республика поднимала народные промыслы и хотела, чтобы в «Калмыцких умельцах» работали профессионалы. Тогда в мастерских работали приезжие. Министерство местной промышленности хотело разработать свои калмыцкие сувениры для республики и ее гостей.
Всё свое детство я провел в интернате. Мы сами учились: срисовывали, переводили. Это, конечно, принесло свои плоды. В армии боевые листки оформлял.
Я никогда не мечтал быть профессиональным художником - тогда я думал, что для меня это недоступно.
Но так получилось, что я поступил в Воронежское художественное промышленное училище в 1978 году.
Приехали мы сюда, в «Калмыцкие умельцы», полные энтузиазма. Произошел застой - их расформировали. Тогда я пошел в «Калмстрой материал объединение». Устроился на кирпичный завод, в керамический цех. Моя художественная жизнь пошла в другом направлении. Резьбой по кости я не занимался. Начал заниматься керамикой. Я проработал 12 лет в керамическом цеху. Делали много кашпо, тарелок. Все это было для серийного выпуска.
Самое главное в работе - это композиция. Если во время учебы ты освоил композицию, то тебе будет легко.
Нам нужно развивать наш народный промысел. Я здесь, Галина Ушанова (художница-ювелир - «ТОДО медиа»), еще две женщины-самоучки в Цаган Амане и т.д. Больше никто не занимается. На всю республику семь человек.У нас школы народного промысла нет вообще.
Есть одна художественная школа на всю Элисту и одна школа искусств.
Если человек хочет выставлять свои работы, то он возможности найдет всегда. Вот у нас выставка в Северной Осетии - это министерство культуры договаривается с регионом. Нужно обращаться в Союз художников.
У меня сын тоже художник.Он говорит, мол, у меня еще много времени впереди. Это самая опасная мысль.
Художник, как только выучился, должен делать одну работу в год, даже две. Передача мысли на холсте - самое сложное.