Калмыцкий хип-хоп vol.1
MEGA, Lottu G и КЛОННДАЙК рассказывают о себе
Хип-хоп индустрия в России находится на пике: разнообразие артистов, жанров и направлений можно смело соотносить с западным уровнем. По мнению некоторых музыкальных журналистов, огромная популярность хип-хопа в нашей стране уже привела к кризису жанра: оригинальные новые лица появляются на рэп-сцене все реже, а поделившие музыкальный рынок мастодонты прочно закрепились на своих позициях и не хотят развиваться.

Как бы то ни было, хип-хоп был и остается по сей день площадкой реализации для молодых и креативных людей со всех уголков России. Глобальность и пластичность рэп и хип-хоп музыки – это наследственная черта, доставшаяся отечественной индустрии от прародителей жанра, американцев. Рэперы Нью-Йорка, Атланты, Чикаго, Калифорнии обладают каждый своими отличительными особенностями, характерными для той или иной «школы».
В России хип-хоп уже давно проник на периферию.
Башкирия (Morgenstern, Boulevard Depo, Face), Чувашия (ATL), Бурятия (Хаски, Everthe8), Коми (Mnogoznaal), — это далеко не полный список регионов нашей необъятной, где рэп живет и видоизменяется в зависимости от образа мыслей и окружения исполнителя.

В Калмыкии тоже есть свой хип-хоп, свои энтузиасты, которые сквозь призму культурного кода преломляют неписанные законы жанра, но и не избегают влияния канонов. Корреспондент «ТОДО медиа» Эрдни Кагалтынов поговорил с некоторыми представителями калмыцкой хип-хоп сцены о том, как развивались они и рэп-комьюнити в Калмыкии и как с этим обстоят дела сегодня.
MEGA
ФОТО: ТОДО медиа
Мерген Жиров начал интересоваться рэпом с 6 лет, когда старший двоюродный брат поставил хип-хоп на кассетном проигрывателе.
Рэп мне понравился сразу. Это [первая прослушанная запись] был какой-то сборник ру рэпа: на нем были «Легальный бизнес», «Мастер Шеff» и Децл. Были еще Onyx и Wu-Tang. Ритм жанра меня забрал моментально, я закачался в унисон в тот момент
Он застал золотую эпоху развития рэпа, когда жанр из маргинального «голоса улиц» медленно, но верно превращался в «голос поколения». В России, а тем более в далекой южной провинции в конце девяностых, рэп еще казался большинству чем-то чуждым и странным. Однако постепенно парни и девушки со всех концов России стали вдохновляться этим несложным на первый взгляд, но притягательным сочетанием речитатива и бита.

Рэп-музыка для Мергена моментально стала важной частью жизни, она мотивировала к собственному творчеству:
В 7 лет я начал писать первые стихи в альбоме для рисования. Даже иллюстрации к ним подрисовывал. В основном они были посвящены природе и тому, как я не любил домашку
ФОТО: ТОДО медиа
Вместе с фанатами, у рэпа в Калмыкии стала появляться своя тусовка, состоявшая из разнородной группы музыкантов и исполнителей, которые во многом друг другу помогали: «Ребята много и безвозмездно помогали – с записью, студиями и, собственно, вовлечением в тусовку».

Уже в подростковом возрасте Мергена впервые пригласили на рэп-фестиваль субкультур Калмыкии:
Опыт был забавный, ибо я забыл текст. Я три раза просил поставить музыку заново, но так и не вспомнил слова. Потом извинился и покинул сцену.
Несмотря на первый неудачный опыт живого выступления, Мерген продолжил усердно трудиться, развивая не только свой флоу и тексты, но и открываясь для музыкальных экспериментов.

В конце 2015 года он создал собственный проект под названием Welv, в рамках которого записывал трэп-музыку и клауд-рэп. У исполнителя появилась небольшая фан-база, которая набралась в основном из-за интересного и оригинального звучания вкупе с достойным уровнем сторителлинга.

Недавно Мерген резко сменил псевдоним на mega, а вместе с ним и вектор своего творчества:
ФОТО: ТОДО медиа
Welv – попытка делать трэп-музыку, а Mega – это личное, художественное, авторское.
Разница в продакшне двух ипостасей рэпера очень заметна – треки mega лиричнее, скрупулезнее стал подход к звучанию, которое теперь тяготеет к смешению джазовых и лоу-файных семплов.

Очевидно, что Мерген еще пытается нащупать свой уникальный стиль, но само стремление уйти от поднадоевших лекал современного мейнстримного хип-хопа вызывает уважение.
Топ-3 трека Мергена Жирова (mega/Welv)
по мнению «ТОДО»:
3. Welv – Триллер
Несмотря на то, что основным инструментом творческого выражения Мергена лично я считаю именно продакшн, стоит отдать должное и его навыкам в словосложении. «Триллер», безусловно, оправдывает свое название сполна – нагнетающий саспенс бит, быстрая читка и резкий, полный спорных моментов «месседж», который, однако, вряд ли оставит слушателя равнодушным. Все эти составляющие рождают цельное произведение, рассказывающее историю о непонятом поэте и страшной окружающей действительности.

Послушать трек.
2. mega – есть проблема
Эта песня в какой-то мере определяет новый вектор в творчестве Мергена. Сниженный, «чилловый» темп, лоу-файное звучание, напоминающее стиль Kota the friend. Только в отличие от заокеанского коллеги mega «топит» речитатив в бите, скрывая шероховатости сведения и достигая особого медитативного звучания.

Стоит также отметить, что у трека есть очень стильный минималистичный клип от режиссерки Atma, в котором расслабленная атмосфера звука сливается с видеорядом, утопающим в пастельных тонах. Создается впечатление, что перед нами калифорнийское побережье, а не Калмыкия.
1. mega – немного джаза
На мой взгляд, это лучший трек mega. Цепляет он в первую очередь очень смелой и необычной аранжировкой. Симбиоз бита и духовых – далеко не новое слово в жанре, однако выбранный семпл, работающий на грани фола, создает необычную атмосферу, которая прекрасно бы звучала в формате живой музыки. Утопленный в продакшне голос Мергена и полный метафор текст складываются в психоделичную конструкцию, которую с каждым репитом слушатель открывает что-то новое для себя.

Снятый Арсланом Манасяном клип прекрасно сочетается с этим треком. Из-за теплых, вечерних цветовых решений в голове всплывает образ прокуренного джаз-клуба, в котором хочется расслабиться, откинувшись на спинку драпированного кресла.
LOTTU G
ФОТО: Архив LOTTU G
Увлечение рэпом 24-летнего Алтана Тостаева началось с прослушивания треков Эминема на дисковом плеере и канала MTV Base.
Однако важнейшей для себя рэп-фигурой Алтан называет Канье Уэста.
Lottu G особенно впечатляют более поздние работы Ye. В частности, Late Registration и 808&Heartbeats.

Столь высокая планка во многом определила уровень амбициозности молодого рэпера, который на данный момент подписан на лейбл Universal, одного из лидеров мирового музыкального рынка.

Еще будучи школьником Алтан не стеснялся своих музыкальных пристрастий – он демонстрировал их в одежде («трубы», широкая oversize вещи) и был вхож в локальную рэп-тусовку, которая разделяла его интерес к рэп-музыке. К сожалению, сложившийся узкий круг единомышленников, по мнению Алтана, в Калмыкии быстро потерял свой былой смысл:
Калмыцкой рэп-тусовки нет. Она была когда-то, но из-за того, что пацаны сколотили свою небольшую «банду» и новых игроков не впускали, все в итоге и умерло.
ФОТО: Архив LOTTU G
Несмотря на это, Lottu G первому в калмыцком рэпе удалось вырваться в «большую игру» после подписания контракта с Universal. Начав с сотрудничества с «Союзом», Алтан просто послал демоверсии своих песен на почту Universal и получил утвердительный ответ.

После этого он практически сразу приступил к записи своего первого сольного альбома GOLDENLOTUS. Шлифовка продакшна, мастеринг и сведение треков с альбома проходили при непосредственном участии и помощи другого подписанта лейбла – бурятского рэпера Everthe8, который известен также своим сольным творчеством, в котором он смело смешивает английский и русский языки.
Стало получаться [с рэпом], когда познакомился с Everthe8, после этого появилась уверенность
GOLDENLOTUS стал по-настоящему профессиональной работой, примером сильного сольника, который вбирает в себя черты современного трендового рэпа «новой школы»: трэп-биты с бьющим во все щели басом, въедающиеся в мозг хуки, интересные семпловые решения и качественный флоу.

Сам автор так представляет в интервью The Flow свою первую пластинку:
В альбоме нет задумки или концепции. Это репрезент. Эту пластинку можно легко отнести к разряду микстейпов. Она — отражение опыта, который я получал на протяжении 6 лет проживания в Москве, когда впервые приехал сюда заниматься музыкой.
ФОТО: Архив LOTTU G
«Репрезент» удался на славу – только во «Вконтакте» альбом набрал более трехсот тысяч прослушиваний.
Контракт с мажор-лейблом и пристальное внимание поклонников жанра к доселе неизвестному новичку могут вскружить молодому артисту голову, однако Алтан сохраняет хладнокровие и скромно отзывается о своих достижениях:
Успешность соизмерять контрактом грустно. По мне, я еще ничего не сделал.
Топ-3 трека LOTTU G
по мнению «ТОДО»:
3. Lottu G – ICEDOUT
Стиль «новой школы» во всей красе раскрывается в треке ICEDOUT. Узнаваемые составляющие этого стиля – автотюн, цепляющий хук, отошедшее на второй план текстовое наполнение – умело скомпонованы в цельный, по-настоящему дорогой продукт в цветастой обертке. ICEDOUT безусловно оценят ценители этого направления в жанре, а любители олдскула вполне могут заценить взрывной флоу, идеально сочетающийся с быстрым темпом трека.
2. Lottu G – D4MG (Feat. OWLORDIE)
Инструментал трека невольно навевает ассоциации с Future из-за умелого использования флейты в «чилловом» трэп-бите. Умелое внедрение этого инструмента в бит – давний фирменный прием новой Атланты. В треке D4MG (Dick for my girl) он работает безотказно. Под этот трек не стыдно разъезжать по ночному городу в своем винтажном Cadillac с откидным верхом. Ну или хотя бы ловить взглядом с серьезным выражением лица проплывающие в окне огни в вечерней маршрутке.

Стильный клип, снятый с использованием интересных цветовых решений, добавляет +100 к атмосферности.
1. Lottu G – 35STREET
В отличие от предыдущих треков этого топа в 35STREET текст выполняет важную функцию сторителлинга. Песня лучше всего подходит под определение «репрезент» - в ней с первых секунд демонстрируется недюжинный скилл дерзкого новичка. Одновременно с этим, трек полон отсылок к жизни в Калмыкии – начиная от названия, в котором обыгрывается номер дома, в котором Алтан вырос в Элисте, заканчивая внедрением калмыцкого языка в текст («КYН НЕРН АЛТН»).

Вместе с качовым битом и стильным клипом паззл складывается в цельную картину – перед нами, возможно, будущий большой артист.
КЛОННДАЙК
ФОТО: ТОДО медиа
Рэп-дуэт КЛОННДАЙК, в который входят Эрдня и Женя, начал свою музыкальную деятельность относительно недавно, в 2018 году. Заниматься музыкой и каким-либо связанным с хип-хопом творчеством участники группы стали лишь за год до этого, через некоторое время после знакомства (здесь и далее – слова Эрдни):
Мы встретились на тусовке осенью 2017. Женя был однокурсником моего брата. Спустя какое-то время появилось желание попробовать себя в роли рэп-исполнителя. На тот момент у меня был инструментал, через месяц был готов текст на трек "Движ-Париж"
В августе 2018 года группа залила трек вместе с клипом в социальную сеть "Вконтакте" и на YouTube. С тех пор наметился творческий вектор коллектива: легкомысленный рэп о тусовках и веселом время препровождении. В дальнейшем, однако, у группы выходили и более серьезные работы, была заметна открытость к экспериментам.

Любовь к экспериментам в звучании у Клонндайка неслучайна, ведь творческие ориентиры дуэта – рэп «новой школы»: XXXtentacion, Lil Pump, Lil Peep, $UICIDEBOY$, Ghostemane, Lil Uzi Vert и другие фрэшмены поздних десятых, - все эти исполнители оформили современный рэп, они смешивали жанры, отказывались от избитых канонов и привносили что-то свое.
ФОТО: ТОДО медиа
Когда у хип-хоп стали появляться все новые поджанры, мы пытались смешивать его с эмо-роком, металлом. Со всем, на что хватало фантазии.
Битмейкер из Калмыкии So!Naive чаще всех отвечает за продакшн на треках дуэта: «Он тоже из Калмыкии и старается оставаться в тени. Предпочитает, чтобы музыка говорила за него. С ним мы довольно быстро нашли общий язык, так как в музыкальных предпочтениях мы на одной волне».
В основном So!Naive пишет трэп-музыку, однако в его работах заметна завидная вариативность – от классического «клубняка» до отдающего дьявольщиной EDM.
ФОТО: ТОДО медиа
Во многом именно музыкальные решения этого битмейкера определяют вектор развития группы, он своим достаточно качественным продакшном и тягой к экспериментам часто заставляет с нетерпением ждать следующего трека Клонндайка, чтобы узнать что же нового придумает он на этот раз.

На данный момент у Клонндайка вышла одна EP под названием «Школа, я скучаю…» и несколько синглов. Особый интерес вызывает вышедший 2 апреля трек ZZTEK (prod. By So!Naive), в котором творческий путь дуэта поворачивает в совсем новом направлении – смешении трип-хопа, дип-хауса и EDM.
Топ-3 трека КЛОННДАЙК
по мнению «ТОДО»:
3. КЛОННДАЙК – NOSAD
Минорное звучание этого трека выбивается из общей палитры настроений, которую Клонндайк транслирует слушателям. Качественная аранжировка от So!Naive создает воздушную, печальную атмосферу теплой грусти, однако басовая партия не предполагает спокойного времяпрепровождения во время прослушивания, ведь качает не по-детски.

Стоит также отметить смысловую нагрузку, которую несет песня: в ней дуэт передает знакомое всем чувство сплина, которое захватывает все мысли и на время вырывает из обыденного ритма жизни. Причин у такого настроя может быть много, например неустроенность окружающей действительности. Отсюда рождается очевидный, но довольно смелый в контексте легкого рэпа месседж: «Трудно назвать нас поколением патриотов, когда вокруг бардак и держат всех за идиотов».

Послушать трек.
2. КЛОННДАЙК – ZZTEK
Самый необычный и полный творческих экспериментов трек дуэта, в котором So!Naive разошелся на славу, решив смешать сразу несколько современных жанров - EDM, трип-хоп, хаус. ZZTEK уместно бы звучал на закрытых рейв-тусовках, в которых едва различимы лица людей на танцполе под приглушенным светом красных ламп (да, прямо как в клипе Скриптонита «Витамин»).
1. КЛОННДАЙК – Avadod
Если стиль и настроение предыдущих треков этого топа являются скорее исключениями из правил, то в Avadod Клонндайк оседлал знакомую себе нишу. Возможно, именно в этой ипостаси им удается достичь того самого легкого и непринужденного звучания, которое больше всего им подходит.

«Жирный» южный звук, которым славились хип-хоп исполнители из Мемфиса, штат Тенесси (поджанр с лаконичным названием «фонк») удался So!Naive на славу. Женя и Эрдня залетели на бит как влитые, у трека отличное сведение и прекрасный вайб. Именно такой рэп хочется видеть в сегодняшнем потоке мейнстрима.
Эрдни Кагалтынов
Поделиться с друзьями: