По следам калмыцкого орнамента
Изучаем язык народного искусства
Народное творчество стало предметом рефлексии и глубокого изучения. Орнамент, как неотъемлемый элемент традиционной культуры, переосмысляется, трансформируется в руках художников и дизайнеров. О калмыцких орнаментах и их сакральном значении мы поговорили с Оксаной, владелицей бренда стилизованной этнической одежды RDNI etno («Эрдени этно»).
Орнамент — абстрактное отражение повседневной жизни народа. Как и язык, он представляет собой систему символов. Некоторые калмыцкие орнаменты необычны выбором объекта или способом его изображения.

Так, аралһна зег изображает след от паука (один из немногих асимметричных калмыцких орнаментов), оһтрһун зег — удар молнии, күн — человеческий силуэт.
Делгрә зег — два широких ромба, орнамент иносказательно желает человеку богатства и изобилия. Хуц зег изображает в виде спирали рог барана и символизирует богатство скотовода.
Мотивы калмыцкого орнамента можно разделить на группы:

  • геометрический орнамент
  • растительный
  • зооморфный — изображения животных (в т. ч. мифологических)
  • астральный — изображения небесных тел и природных явлений (солнца, луны, облаков и ветра и т.д)

«Күн зег изображался на мужском ноже. Возможно, человек был символом одного из родов. Мне эти изображения напоминают камлающего (камлать — гадать, ворожить — прим. «ТОДО медиа») шамана. Стоит также обращать внимание на детали: в рисунке может отличаться черточка, он может быть развернут в другую сторону. Это может говорить о том, что рисунок является символом одного рода, но разных его ветвей. Например, было два брата, у них появились свои семьи, и, чтобы отличаться, один из них изменил родовой символ»
Цвет — важный элемент композиции в калмыцком орнаменте. Каждый цвет имеет значение:

  • голубой — цвет неба, символизирует вечность и жизненную силу
  • белый — чистоту
  • желтый — богатство, постоянство и святость (желтый — цвет буддизма)
  • красный — радость
  • черный оттеняет и объединяет остальные цвета.

Много значит для мастеров и чередование цветов в композиции. Желтый цвет замыкает золотой, красный — серебряный. Цвета (кроме черного) имеют тоновые переходы: темно-зеленый — зеленый — светло-зеленый — желтый — светло-желтый. От черного идут темно-красный, розовый, серебристый. Один дополнительный цвет может заставить мастера поменять всю композицию, правила сочетания цветов в калмыцком орнаменте строгие, существует цветовой канон.

«Орнаменты калмыков не сильно отличаются (от других народов — прим. «ТОДО медиа»). Если открыть атлас народов Сибири, можно понять, что наш крой костюма относится к южносибирскому, восточноазиатскому. Наши орнаменты сильно перекликаются и с северными, и с монголоязычными, тюркоязычными народами. Я пробовала вышить орнамент на свое усмотрение и когда показала специалистам, которые давно занимаются изучением народного творчества, они заметили, что именно цвет, переходы между цветами не калмыцкие.

Если взять орнамент, вытащить его в другую цветопередачу, другое цветовое сочетание, теряется калмыцкий стиль. Калмыцкий узор можно узнать только по цвету. Например, если традиционный растительный орнамент перевести в зеленый цвет — он перестает быть калмыцким. Поэтому, на мой взгляд, цвет имеет решающее значение»

Оксана
RDNI etno
Большой интерес исследователей вызывает орнамент зег, который встречается только на женской одежде. Особенность зег — чередование соединенных прямой линией полукругов с центром в виде точки. Зег многоцветен и цвета в нем чередуются плавно, через полутона. Этот орнамент характерен для костюмов замужних женщин — цегдг и терлг.

Художник В.А. Фаворский при работе над иллюстрациями к «Джангару» дал интересное описание этого орнамента: «Орнаменты женской одежды, собственно, и дали мне много мотивов и убедили меня в том, где я должен взять основную линию. На орнаменте отразилась масса влияний и татарских, и кавказских, и других <…>, но меня поразило то, что в основе вышивки на женском костюме я встретил меандр и подобные меандру мотивы, очень строгие <…> Эти мотивы, по-видимому, очень старинные, строгие, иногда прямо напоминающие греческие, но обнаруживающие свою восточную природу хотя бы в том, что, не стесняясь, огибают и прямую, и круглую, и овальную форму».

«Сердцевина в орнаменте зег — копыто жеребенка или другого животного. Крученый шнур огибает сердцевину. Тем самым орнамент изображает зверя, пойманного на охоте. Два женских костюма связаны и с копытным животным, и с птицей. Цегдг — верхняя безрукавка — птица, а манжет повторяет (по форме — прим. «ТОДО медиа») копытце. Калмычка участвовала в обрядах поклонения огню. Такой обряд делался раз в год и в значимые жизненные моменты: свадьба, смерть, рождение ребёнка. В нем участвовали мужчины, представители рода.
Хозяйка очага была единственной женщиной, которая участвовала в этом обряде и занимала при этом основное место. Она была посредником между мирами, то есть почти шаманкой. В обряде она выступала как полуживотное: в одной руке держала ногу барана, а второй, с помощью длинного манжета, изображала вторую ногу этого барана <…> Некоторые исследователи говорят о том, что весь женский костюм не имел прикладного значения и не был практичен по крою — на него тратится слишком много ткани. Это говорит о том, что в нем был заложен особый смысл, что именно так надо было кроить»

Оксана
RDNI etno
Орнаменты на девичьем и мужском костюме не отличаются таким богатым наполнением. И мужчины, и девушки носили бешмет одинакового кроя. Самый частый мотив в орнаменте — растительный, у мужчин на манишке часто вышивали лотосы. Многие цветы изображались в боковом разрезе и сверху, на орнаменте растение часто видно изнутри. Внешняя простота бешмета компенсировалась дороговизной материалов и энергозатратной техникой производства.
«Калмыцкий костюм в целом довольно аскетичен по сравнению с тем же бурятским и монгольским. У нас искусство, красота и ценность были в вышивке. Мы вышивали все золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Нужно видеть эту вышивку в оригинале. Когда видишь в оригинале, то понимаешь, насколько это дорого, шикарно. У мужчин на оторочке был ручного плетения галун из серебра и золота. Тоже очень недешево», — Оксана.

Использование множества ярких цветов и невероятная, по сегодняшним меркам, цена материалов вводят современных мастеров в замешательство. Рынок требует лаконичного дизайна и практичных методов производства, что плохо сочетается с традицией калмыцкого орнамента.

«Я стараюсь делать так, чтобы люди мои изделия носили и они были применимы в жизни, чтобы их можно было надеть на работу или праздник. Я делаю орнамент скромнее. Все время сглаживаю, подбираю такие ткани, чтобы не сильно выделялись <…> Я поняла, что калмыцкий орнамент очень яркий, непривычный нашему глазу.

Современные мастерицы еще делают из бисера, я это тоже очень приветствую, это очень по-модному и интересно смотрится. Но таких мастеров тоже нет в доступе, очень ограниченное количество людей. Это все под заказ и производство совсем не массовое», — Оксана.
Намчина Чудутова