«Твое тебя всегда найдет, если будешь честно стараться и приносить пользу»
Алексей Шалбуров - о путешествиях, танцах и работе с Taboo из Black Eyed Peas
Многие в детстве смотрели фильмы о танцах вроде «Шаг вперед», где обычные чуваки с улиц делали, что им нравилось - танцевали, ходили на классные тусовки и верили в свою мечту. И пройдя через трудности достигали их - обретали вторую семью в виде команды, путешествовали и побеждали на мировых чемпионатах. Хореограф, основатель команды Flyographers Dance Team Алексей Шалбуров легко может сойти за прототипа главного героя таких фильмов. В мае он стал режиссером отчетного концерта PROТАНЦЫ LEGACY, одного из самых масштабных мероприятий страны в танцевальной сфере.

Во время последнего визита в родную Калмыкию Алексей пообщался с корреспонденткой «ТОДО медиа» Ниной Усунцыновой и рассказал о своих ощущениях по возвращении домой и, конечно, о работе, танцах и путешествиях.

О проекте LEGACY

Это был отчетный концерт танцевального центра PROТАНЦЫ. Создали его те люди, которые создавали шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ. У центра очень много франшиз по России, а его лицом является Мигель.
Каждый год PROТАНЦЫ делает отчетный концерт, как правило, это не просто концерт, а история, которую собирает один человек под одним концептом.
Последний раз это было в 2019 году, режиссером был Мигель. На том концерте мне удалось собрать со своей командой и учениками очень крутой номер, он был финальным и произвел очень глубокое впечатление на Мигеля, на Славу Дусмухаметова (креативный продюсер телеканала ТНТ - прим. «ТОДО медиа»), и они после концерта подошли ко мне и говорят: «Давай в следующем году будешь делать концерт целиком».

Первое, о чем я подумал сначала, - на тот момент у меня не было столько уверенности, либо я был просто уставший в конце сезона - это "рукалицо", придется все это делать, всех собирать. Я просто на тот момент понимал весь масштаб и всю ответственность, это достаточно ресурсозатратно.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова

О работе с Black Eyed Peas, путешествиях и 88 днях вдохновения

Вообще в 2019 году просто было лето такое сумасшедшее, началась такая «полоса фонтанирования» во всех областях.
Началось с того, что мы в 2019 году отпраздновали пятилетие команды Flyographers. Это большая часть моей жизни, по сути это не работа, а лайфстайл, те люди, которые меня окружают постоянно. Отметили юбилей большим ивентом, собрали всех участников команды за все пять лет, сделали из этого пышное торжество с красной ковровой дорожкой.

В общем, так 2019 год начался, потом где-то в апреле меня пригласили поработать в очередной раз с Мотом (рэпер, артист лейбла Black Star - прим. «ТОДО медиа»): Катя Решетникова ставила ему сольный концерт и несколько номеров мне делегировала, там я познакомился с Пашей Мурашовым.

После этого я познакомился с Taboo из Black Eyed Peas и со всеми ребятами. Они приезжали в июне давать свой концерт, и за месяц до этого мне написал в инстаграме Taboo - он заметил кусочек нашего танца под Black Eyed Peas, я их там отметил.
Он просто написал: «Круто, чувак, давай вместе что-то сделаем, я к вам приеду».
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
У него был свой проект, где он ездил по городам и странам разным и искал танцевальные комьюнити, лидеров или представителей ярких и записывал с ними видео выпуск, типа интервью в свободной беседе.

Ну мы вот сели с ним просто где-то там на крыше у Парка Горького у входа и просто болтали за культуру, терли за уличную культуру, за брейкданс, за элементы, и как это развивалось в Америке - я жил некоторое время там и знаю, как это было у них, и у нас. Ну и плюс, он просто приехал к нам на тренировку со своим видеографом Стерлингом, и причем мы с ним в одном городе жили, на соседних улицах, оказывается, я тогда его еще не знал - это было в 2011-2013 годы.

И после этого у нас еще начались путешествия, мы организовали себе танцевальный лагерь-сборы в Болгарии. Потом полетели просто от балды в Париж, остановились там у своих друзей танцоров, ко мне приехал друг из Германии по училищу военно-музыкальному. Он взял машину, приехал в Париж, мы сели в тачку, он, я и жена моя, и мы поехали просто по Европе. Там через Австрию, Люксембург в Бельгию к моим друзьям, тусили в Антверпене неделю у моих друзей - они крутые танцоры.

Весело было, у меня еще параллельно с этим был челлендж, я сам себе его придумал - 88 дней вдохновения.
То есть 88 дней я выполнял 8 пунктов каждый день: не пить алкоголь, вставать в определенное время, пробежать минимум километр, плавать, читать, не материться, растяжка, медитация, - ну в общем все то, что поможет выработать полезные привычки и от вредных избавиться.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Выполнял все 8 пунктов, несмотря на то, что у нас сумасшедший был график и перемещения с сумасшедшим трафиком непонятным. Я мог в аэропорте начать тянуться или медитировать.

В общем, ездили так на машине по Европе, потом друг друг довез нас до Франкфурта, мы сели на самолет и улетели в Нью-Йорк. Там неделю жили у друзей на Стейтен-Айленде.
Оттуда мы полетели в Калифорнию, у меня там все мои друзья, я там знаю всех и все, это второй мой дом, я там даже чаще бываю, чем в Элисте. Не знаю, хорошо это или плохо.

О начале танцевальной карьеры

Мое знакомство с американской культурой началось в шестом классе: здесь проводился большой фестиваль - 550 лет эпосу «Джангар» (отмечалось в 1990 году - прим. «ТОДО медиа»). Приезжали гости со всех уголков мира, привозили толпами американских детей, и был крутой опыт учебы по обмену. Меня не отправляли, но мою одноклассницу отправили на несколько лет учиться.

Для нас было открытием, что в этом мире есть люди, которые говорят на другом языке, у которых все немного по-другому, которые гораздо более свободные, по-другому относятся к табуированным тогда темам, как, например, секс.
То есть они живут супер свободно, такого мы в кино не видели даже.
И вот мы всем этим тогда увлекались, общались с этими школьниками.

Поэтому с самой культурой я познакомился еще в детстве, и у нас сложился такой шаблон, что Америка - это что-то свободное и яркое, там, где можно себя выражать как хочешь, и так далее. А ездить туда начал после того, как в Москву уехал в 96-м, долгое время был в военных структурах, был сначала кадетом 4 года, служил срочку в почетном карауле.

По сути танцевать начал только после того, как закончил кадетку, отслужил и начал учиться на военного дирижера. Параллельно начал увлекаться уличной культурой, хотя тогда еще не было этого понятия. Я просто с ребятами познакомился на каком-то празднике.
Мимо шел и увидел классных чуваков, которые танцевали брейк данс, вокруг них тусовка, где-то на роликах катаются, сидит чувак с огромным магнитофоном.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Это середина 90-х была, 97-98-й где-то. И тогда я вот впервые этим заболел.

Для того, чтобы человек пошел учиться танцевать, не умея, он должен захотеть научиться и понять почему.
Почему я стал танцевать? Потому что я увидел тех ребят, которые танцуют на улице, и ту атмосферу, в которой они находились, находясь на контрасте за забором, в строгих рамках, в обществе, лишенном напрочь свободы творчества, в котором у тебя есть только устав, распорядок, дисциплина.
Я не говорю, что это плохо, это просто по-другому. Но тогда для меня было важно почувствовать вкус свободы. Эти ребята выступили как role model для меня, как мощный такой катализатор, и я до сих пор на этом вдохновении.

Уже потом, конечно же, работали другие истории, но тогда я как очумелый по 12 часов в день танцевал, танцевал, танцевал.
Когда приезжал сюда (в Калмыкию), никто не понимал, что это, люди угорали просто, думали: «Ай, дурачки, что они тут делают».
Мы на Арбате расстилали оргалит и пытались что-то делать, естественно у нас не было никакого мастерства, никаких умений, а только большущее желание.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
И эти скиллы появились со временем - тогда было плевать, что над нами ржали, было плевать, что кто-то говорил, что мы занимаемся фигней.

Об американской уличной культуре

В Америке не все так свободно и не все так просто, у них тоже много загонов. Уличная культура была всегда и везде: то же самое, что было с Нью Йорке в 70-х, было и в 90-х в Элисте. У них просто это по-другому развивалось. Там взаимосвязь всего была, изначально на американском континенте произошел стык двух культур - восточной и западной, из этого столкновения стали рождаться новые вещи. Например, музыка: джаз появился там на стыке двух культур - африканской и европейской.

Все, что дальше происходило, крепко взаимосвязано, танец и музыка очень крепко взаимосвязаны. И отмена рабства, сегрегация, все вот эти политические гонения, все это взаимосвязано. Плюс к этому Штаты - мультикультурная страна, из этого стала развиваться определенная культура присущая только Америке.

У нас по-другому в стране это происходило, некоторые вещи молодёжь просто физически не могла знать.
Для того, чтобы развиваться в культуре, даже в уличной культуре и в хип-хопе конкретно, нужно просто открыть и почитать историю мировую, историю России, историю Америки.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
То есть все эти знания приведут к логическим выводам и к объективной картинке. Для того, чтобы своё мнение составить на счёт какого-то события, нужно столько разных источников собрать, у каждого из них будет своя правда, которую можно принять и понять.
Но для того, чтобы понять и вырабатывать свой вкус, допустим, в музыке для того, чтобы культура внутренняя высокая была, нужно очень много в абсолютно разных областях искать, интересоваться, смотреть.
Тогда ты будешь Понимать откуда взялся джаз, как он трансформировался, как блюз появился, что такое рок, почему он называется именно рок-н-ролл. Откуда взялось диско, почему под эту музыку начали двигаться вот так, каким образом сформировались эти вечеринки, откуда взялись эти чуваки, которые крутят пластинки, как вообще появились пластинки, откуда эти спикеры здоровые появились, бумбоксы, как появилось понятие рэйв, что такое селект. Этой информации очень много, и в неё надо погружаться, и благодаря тому, что ты знаешь у тебя будет формироваться свое конкретное особое мнение на этот счёт, и это мнение будет у тебя выливаться в твои движения, в культуру речи определенную. Очень круто изучать языки разные, потому что гораздо точнее можно выразить на английском языке, нежели на русском, звучать это будет оригинальнее и естественнее.
Что я могу посоветовать нашим ребятам, это как можно больше интересоваться всем.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Неважно в какой области культуры это будет - живопись, литература, кино, музыка. Чем больше люди будут интересоваться, слушать, познавать, пропускать через себя, пропускать, тем их вселенная внутренняя будет богаче. И самое важное - понимать, что у тебя уже все есть для твоего успеха.

Надо просто брать и делать.

О танцевальном сообществе и конкуренции

Когда ты находишься внутри общества, которое тебя тащит назад или останавливает, ломает твой вайб, это самое беспонтовое. Надо всегда искать людей, которые будут тебя лифтить и каждый раз подталкивать. Каждый раз говорить: «Чувак, не сдавайся, все классно, даже если это сейчас не выглядит так, как у суперкрутых мастеров, но главное - твое огромное желание и вдохновение».

Если ты проведешь 10 тысяч часов за своим делом, то рано или поздно научишься, рано или поздно достигнешь успеха, ты просто обречен на этот успех. Я всегда это говорю своим ученикам, своим танцорам.

У нас в команде далеко не все крутые танцоры, я бы сказал больше все-таки учеников и начинающих танцоров, нежели профиков. Но мы делаем вещи, выходим на сцену и воспитываем внутри нас, нашего круга определенную культуру, нам важно ее наружу выносить и делиться с другими людьми, вдохновлять своими действиями.
Мы приходим на фестиваль, многие из участников мотивированы приехать туда, чтобы нас обойти.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Люди подходили к нам из Ухты - причем мои товарищи, я приезжаю к ним ставить хореографию время от времени, работаю с их танцорами - и они говорят: «Моя самая большая мечта - выиграть у вас, Flyographers, когда-нибудь на каком-нибудь чемпионате. Я только поэтому и не останавливаюсь». Ну это же круто, это классно, причем они делали это, мы выигрывали несколько раз Россию, чемпионат мира, вот, а они работали, работали, работали, и в какой-то из годов мы ребятам этим уступили на одну позицию, и они от этого были на седьмом небе от счастья.
Нужно понимать, что невозможно быть чемпионом чемпионов.
Даже Майкл Джордан становился с Chicago Bulls только шесть раз чемпионами и ни разу - подряд. Когда мы приходим на соревнования, начиная с того, как мы общаемся с другими, готовимся к выступлению, люди смотрят со стороны, как это происходит. Мы нигде в комнате не запираемся, мы все это показываем людям. Вышли на площадку, стали все вместе разминаться, стали все вместе в круг настраиваться, prayers (пер. с англ. молитвы - прим. «ТОДО медиа») свои внутренние говорить, все наши разбивки, то, как мы желаем друг другу удачи, всегда мы показываем все наши внутренние традиции, потому что они есть и мы живем внутри этого. Это наша органика, которая выливается наружу. Люди, глядя на это, воодушевляются, и это очень круто, эту культуру необходимо развивать.
Я всегда в голове держу такую мысль: «На Земле всего достаточно для меня и для всех остальных».
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
То есть когда ты думаешь, что тебе чего-то не хватит, то начинаешь суетиться, чтобы хапнуть всего и побольше, из этого ничего хорошего не выходит. Твое тебя всегда найдет, если ты будешь честно стараться, развиваться, трудиться и приносить пользу.

Во всем и везде есть гармония. То есть конкуренция должна быть здоровой.
Ты должен развивать свои скилы, но, если кто-то рядом появляется и делает что-то лучше тебя, это должно тебя вдохновлять, это не должно вызывать зависть.
Если появляются новые танцоры, все друг друга должны поддерживать. Да, люди выясняют свои отношения путем танца - на баттле, но культура должна быть крепкая и чистая в этом плане. На баттле показывается, кто круче, но потом танцоры подходят обнимаются и говорят: «Блин, чувак, вот это ты круто сделал, научишь что-то подобное делать?» - «Да не вопрос, пойдем в зал потреним вместе».

О мотивации и страхе ошибаться

Бывает такое, что у меня спрашивают: как ты себя мотивируешь? Фишка в том, что пока ты не начнёшь делать первые шаги, у тебя не появится этого желания. Мотивации не существует, я от обратного иду, я начинаю что-то делать и в процессе мне это нравится. Аппетит приходит во время еды. То есть бывает, что лень, но желание то рождается из действия, тебе для того, чтобы что-то сделать, надо делать просто.

Вот у мудреца одного спросили: «Как вы достигли просветления?», - «Я носил воду и колол дрова», - «А вот вы достигли просветления, что вы теперь делаете», - «Я ношу воду и колю дрова». Понимаете? Нужно постоянно делать, постоянно поддерживать форму, развиваться, находиться в этом процессе.
Люди ведь счастливы в основном, когда чем-то заняты, а негативные эмоции возникают в основном тогда, когда мозг ничем не занят и не получает дозу удовлетворения.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Всегда должно быть немного сложнее, чем ты можешь, тогда появляется спортивный интерес, чтобы находиться с этим миром в сцепке, чтобы его чувствовать.

Было сложных моментов, они и сейчас возникают постоянно. С тем, как твое мастерство растет, так и растёт сложность проблем, которые нужно решать. Я осваиваю одно, потом понимаю, что этого мало и что хочу еще другие инструменты осваивать, чтобы выражать себя еще ярче, еще красивее. Со временем я понимаю, что много уже освоил техник и могу так, так и так и все это комбинировать, это бесконечное количество вариаций того, как ты можешь сочинить хореографию. В какой-то момент ты начинаешь делать хореографию для людей. Ты можешь сделать танец для шести человек, можешь для 30. Можешь сделать на пять минут, а можешь на семь, а можешь сложность задачи себе повысить и рассказать то, что ты хочешь за семь минут, постараться сделать за четыре.

Потом у тебя возникает момент уже организационный, кому ты хочешь это показать, начинаешь куда-то ездить, организовывать, лететь в Лас-Вегас и показывать свое шоу на весь мир, отсюда ты получаешь фидбэк, больше людей это видят.
То есть это бешеный круговорот, в котором ты уже крутишься-вертишься.
Ты понимаешь, что здесь вот нужно потерпеть и репетируешь ночи напролет, в какой-то момент уже физически сложно, когда ты в семь утра повторяешь одно и то же движение, но каждый раз есть внутренняя уверенность, что ты покажешь высокий результат, плюс ко всему появляется ответственность. Когда ты сам за себя, ты можешь дать слабинку, а когда у тебя появляется ответственность еще перед другими людьми, ты понимаешь, что не можешь подвести 30 человек, которые за тобой пошли, тем более, когда за тобой смотрит вся страна. Это очень большой поток энергии, и с каждым разом задачи все сложнее и сложнее, каждый раз возникает момент, чтобы освоить новый опыт.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Но я не всегда понимал, что любая попытка - это опыт, что нужно делать в любом случае и продолжать.
Раньше мог свалить все на обстоятельства. Например, когда из-за маленького просчета в 2015 году в финал не попали, было очень обидно, прям до слез. Мы провели три месяца в зале, на нас делали огромные ставки продюсеры, а ты допустил маленький просчет. Это ты уже потом понимаешь, что если бы тщательнее изучил правила и еще 10 тысяч раз перепроверил бы все, то обратил бы внимание на эту мелочь.
Но так получилось, что на две секунды раньше один человек из сорока шагнул со сцены, а судьи, как машины и как роботы, просто считывают косяки.
И эти несколько сотых балла которые сняли, не позволяют попасть в финал. И из-за этой маленькой ошибки 9 миллионов просто исчезли. Последнее, что ты захочешь сделать, - это признаться в своей ошибке.

Со временем я научился принимать такие вещи, любые косяки, какие бы они страшные не были, если это не связано с угрозой здоровья, все остальное - фигня. Ошибаться не то чтобы неплохо, ошибаться необходимо, чтобы получить опыт, и еще необходимо над этими ошибками работать и исправлять их дальше. Потому что если ты будешь косячить все время и ничего с этим не делать, это никуда не приведет. Поэтому очень важно к моментам сложности относиться не так, что кто-то вокруг тебя виноват, нужно находить в себе мужество признавать эти ошибки и двигаться дальше.

Из-за нашего советского воспитания, нам запрещалось ошибаться, запрещалось шаг сделать в сторону.
Мы выросли с такими мыслями, что за любую оценку нас будут ругать, нас вообще всю жизнь оценивали - ты хороший сын, хороший муж или плохой.
Получил двойку, тройку, отличник и вместо того, чтобы суть вытаскивать из жизни и получать удовольствие - стремились к каким-то цифрам, которые значения не имеют вообще. Ты идешь в университет, чтобы учиться четыре года и получить корочку для отца и для мамы, чтобы показать вот, смотрите я молодец, у меня красный диплом (который тебе не нужен). Ты положишь его на полочку и пойдешь заниматься жизнью.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Это тоже нужно учитывать, когда речь идет о детях, нужно трепетнее относиться к их желаниям.
Мне в этом смысле с родителями повезло, они, конечно же, очень мечтали, чтобы я стал музыкантом, потому что у меня мама музыкой занимается, может они хотели реализовать свои нереализованные желания, но в какой-то момент они поняли: «Стоп, пусть делает то, что он хочет делать». И они до сих пор меня поддерживают в любых моих самых безумных идеях.

Что говорить о том, что последние полгода мой отец, которому уже много лет, выходил вместе с нами на сцену и выступал, он приезжал на ночные репетиции и репетировал с нами свою небольшую партию. Партия не особо танцевальная, но сам факт!
Когда люди в комьюнити увидели, что со мной выходит мой отец на сцену, все в шоке были.

О Калмыкии, снах и тяге домой

Я здесь родился и рос, и мне постоянно снится, как я иду по пионерке или на кольце около второго микрорайона, снится двор моей девятиэтажки. Эти места периодически флэшбэками прилетают, есть набор снов, которые постоянно снятся. Я думаю, может, это гештальты, которые нужно закрывать?
Я в последнее время начал чувствовать очень сильную тягу сюда.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Вот приезжал сюда в сентябре и почувствовал, что здесь я получаю вдохновение совсем другое, силы во мне появляются гораздо более мощные, нежели где-либо еще, а по миру я путешествую очень много. Здесь особенный воздух, здесь особенная земля и люди особенные, именно для меня. Я думаю, что это связано с тем, что я здесь вырос и это никуда не денется, оно всю жизнь будет меня так или иначе возвращать. Другое дело - как к этому относиться и что с этим делать.

В любом случае моя реальная жизнь и моя вселенная находится в Москве, и все люди, с которыми я пересекаюсь, они там, и я не могу всех взять и сюда переместить, это и не нужно. Реалии нашей жизни позволяют жить, где ты хочешь, и приносить пользу и свет.
Главное - всегда помнить, что всегда в твоей жизни, что бы не происходило, место силы, куда ты всегда можешь вернуться, чтобы не произошло.
Какой бы ты ни был хороший, плохой, успешный или не очень. Всегда будет место силы, куда ты сможешь вернуться и почерпнуть, и это будет безвозмездно. Это будет не за то, что ты приехал и что-то сделал для республики полезное, ты просто здесь вырос.
ФОТО: Архив Алексея Шалбурова
Я почувствовал, что самое мощное вдохновение, которое я испытывал за последнее время, я почерпнул именно здесь.
Может потому что я в тот момент танцевал, это же очень сильно энергию разгоняет, очень мощные потоки происходят. Тогда я делал просто фристайл, импровизацию, но меня тогда так прошибло, меня всю оставшуюся дорогу в жар бросало и мурашки по всему телу. И после этого я за весь год такие проекты осиливал, например, я вывез шоу, которое не всякий опытный режиссер вывезет, а это был мой режиссерский дебют, там был живой звук, больше 500-600 человек задействовано во всем этом.

Я считаю, что вдохновение и энергия были отсюда.
Всегда можно вернуться к корням, это место, как мама, всегда тебя будет любить.
Нина Усунцынова
Поделиться с друзьями: