Как появилась саратовская гармонь?
Саратовская гармонь отличается от других разновидностей русской гармони большой силой звучания и тембром. Этот музыкальный инструмент появился в 1855-1856 годах. А первая гармонная мастерская в Саратове открылась в 1870 году, ее владельцем был Николай Геннадьевич Карелин (Корелин).
«Устойчивое бытование саратовской гармони на протяжении длительного периода во многом объясняется уникальным тембровым сочетанием: традиционного тембра гармони и звенящего валдайского колокольчика. Этот удачный эксперимент саратовских мастеров пришелся весьма кстати для игры на открытом воздухе, на необъятных волжских просторах», - пишет исследователь А.А. Михайлова.
Исторические документы XIX века свидетельствуют о том, что саратовская гармошка употреблялась в качестве аккомпанирующего инструмента во время исполнения частушек - этот жанр тогда только зарождался. Уже к концу столетия саратовская гармошка становится незаменимой на народных праздниках.
В советские времена кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь», которая позже превратилась в предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Как сообщает министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области, предприятие производило и заказные, штучные гармони для мастеров, выступавших с ними на концертах.
Как саратовская гармошка стала калмыцкой?
Саратовская гармошка в калмыцкой музыкальной культуре появилась в начале XX века - как раз во времена своей экспансии в Поволжье. Этот музыкальный инструмент калмыки использовали в ансамбле с домброй для аккомпанемента народным танцам. В народе саратовскую гармошку назвали икл (икел).
«Яркие звуки гармошки со звоном колокольчиков служили дополнительной краской к тихому звучанию домбры – именно в таком сопровождении особенно нуждались групповые танцы. Также звон колокольчиков заменял звон монет, которые зрители бросали в корпус домбры, по старинному калмыцкому обычаю одаривая лучших танцоров. При этом исполнялись стихотворные прибаутки (шаваш) для подбадривания и воодушевления танцоров», - пишет А.А. Михайлова.
Саратовская гармошка настолько органично вошла в калмыцкую культуру, что народ стал воспринимать ее исконным калмыцким инструментом.
Ученые предполагают, что это связано с древними представлениями о семантике звонного тембра, который традиционно имел магически-охранительную функцию. Об этом свидетельствует и то, что многие предметы быта и одежды калмыков имеет звонкие элементы: калмыцкий женский национальный костюм неизменно украшали бубенцами и серебряными монетами, на конском и верблюжьем снаряжении можно было также встретить колокольчики и бубенчики, которые выполняли роль оберега от злых сил.