Калмыцкий хип-хоп vol.2
TXNGI, Pinklotus WU и Ц€РЯ - о жанре, комьюнити и планах
В новом выпуске спецпроекта о калмыцком рэпе корреспондент «ТОДО медиа» Эрдни Кагалтынов исследует то, как засеянные на калмыцкой земле еще в конце 90-х зерна хип-хопа, вырастают в профессиональный музыкальный продукт. Рэп как один из самых доступных для широких масс жанр развивается и будет развиваться, порождая все новых и новых исполнителей, которые при этом не теряют своей индивидуальности. Почитать первый выпуск можно здесь.
TXNGI
ФОТО: Архив TXNGI
TXNGI (читается как «Танги») начал слушать рэп в младших классах. Как и у многих ровесников – исполнителю 21 год – знакомство с рэп-музыкой у него началось с треков Eminem'а. Игнат (настоящее имя рэпера) даже помнит первый трек, который по-настоящему его зацепил: «Помню, как один тип года на 2-3 старше меня дал послушать трек Eminem - Till I Collapse. Это был не то чтобы взрыв, эта энергетика и самобытность звучания поставила мою голову на место».

Примечательно, что, как и толпы сверстников, влюбившихся в рэп-музыку, Игнат не понимал поначалу значения текстов, однако вайб треков цеплял моментально:
«…я просто отдавался звуку зарубежных MC, представляя разные сюжеты, хотя сам даже слова не понимал, о чем они там говорят».
TXNGI с завидной точностью определяет знаменательные даты и детали своего творческого становления – помимо первого трека, который привлек его к прослушиванию рэпа, он сохранил в блокноте и свои первые наработки в рифмотворчестве: «Первая запись в нем (в блокноте – прим. «ТОДО медиа») датирована апрелем 2013. Сейчас могу раз в полгода открыть и перечитать, вспомнить, как это было, почитать рифмы ради рифмы, весело бывает. На самом деле приятный айтем из детства, настоящая реликвия».

В дальнейшем, более плотно ворвавшись в создание собственных треков, Игнат сбавил обороты с прослушиванием собственно рэп-композиций:
«Когда ты делаешь это дерьмо, ещё и крутишь его 24/7 в наушниках, становится тяжело внедрять что-то новое. Хочется разбавлять типичное звучание, внедрять в него фишки, не присущие жанру».
ФОТО: Архив TXNGI
Однако, все же пытаясь выделить свои рэп-предпочтения сегодня, он называет довольно нетипичных исполнителей, относящихся к суровому жанру русского рэп-андеграунда: «Очень люблю Кровосток. Может быть странно, но часто включаю УННВ; старый Чемодан (The Chemodan – андеграундный хип-хоп исполнитель - прим. «ТОДО медиа») вот решил переслушать, они и сейчас вроде активничают, но их лучшие времена, на мой взгляд, 2011-2014 годы».

Если первые все же снискали популярность даже в среде столичных снобов-критиков, то белорусский рэп-коллектив УННВ – пример настоящего «андера», от которого веет романтикой самобытного хип-хоп хардкора. То же самое можно сказать и о рэп-группе the Chemodan Clan. Сам Танги считает, что на его творчестве такие предпочтения практически не отразились: «Все они совсем не те персонажи, от которых я мог бы что-то перенять и, наверное, так даже лучше». Однако даже при первом прослушивании его треков преемственность заметна – если не в звучании, то в мрачной тональности текстов и общей хардкорности творчества.

Завсегдатаи плейлиста Игната из когорты западных рэперов тоже вполне показательны в контексте творчества Танги: «По Западу могу выделить для себя, наверное, SchoolBoy Q, RedZed, Die Antwoord, Tyler, The Creator, Night Lovell, Freddie Dredd». Если Tyler уже давно отошел от своих хардкорных корней, то такие представители западного андерграунда, как RedZed и Freddie Dredd, являются достойными представителями хорроркор-рэпа и продолжателями славной традиции Three 6 Mafia. «Грязный» и мрачный звук Мемфиса, если не напрямую, то опосредованно повлиял на творчество Танги, что не может не радовать – отход от заезженных попсовых лекал всегда заслуживает уважения.

Создавая уникальный продукт или по крайней мере заняв не самую мейнстримную нишу, любой рэпер должен с особым усердием подходить к подбору аранжировок. Игнат уже определился с набором надежных битмейкеров, у которых заказывает биты: «В основном я для себя уже собрал трех-четырех битмейкеров, которые всегда радуют звучанием, с ними и работаем». Среди них есть и продюсер из Калмыкии Боря Майерз (AyoMxxrz):
«У него что не бит, то новая почва для разговоров. Есть несколько совместных работ с ним, запалю, как будут готовы».
Рэп-клише, которые в том числе характерны и для «злого» звука и атмосферы, рвущейся из треков TXNGI, неплохо ассимилируют в его творчестве: «…про гэнгста читать забавно, когда ты живешь в городе, порванном на группы, это воспринимается ближе как для слушателя, так и для самого исполнителя». Стоит отметить, что никаких иллюзий по поводу криминальной романтики Игнат не питает:
«Все мы из одного племени, что мы можем вообще делить? Город?».
ФОТО: Архив TXNGI
Интересное мнение у Танги и по поводу состояния рэп-тусовки в Калмыкии. Ситуация с появлением новых имен в калмыцком хип-хопе, по мнению рэпера, в последние годы заметно изменилась:
«Ещё год или два назад в Калмыкии смело можно было посчитать по пальцам одной руки всех старых игроков, по пальцам другой руки посчитать "новую школу". Сейчас поток жанра в совокупности с взрослением и желанием выделиться в своей школе/колледже/институте подарил нам пласт местных MC. <…> Жанр просыпается в нашем городе, что не может не радовать».
Сам Игнат, однако, держится в стороне: «Большую часть MC я либо слышал, либо видел, возможно жал руку, но близко ни к кому не подходил, да и в свои будни мало кого пускаю. Человек, наверное, такой, ничего личного».

Танги признается, что он рассматривал вариант завязать с рэпом. Однако творческий порыв из раза в раз оказывался сильнее: «Пару раз помню, всерьёз подумывал закрывать эту всю рэп-сущность, но как бы я не пытался, она всплывает в самые рандомные моменты, всегда рисуются первые четыре строчки, а не написать продолжение – все равно что после долгого рабочего дня выкинуть сижку на половине».

В ближайших планах артиста – выпустить совместный релиз с AyoMxxrz: «Если все пойдёт по плану, то дропнем совместный с ним релиз. <…> Материал на одну треть готов, осталась только запись».
Рэп Танги – образчик редкого для калмыцкой хип-хоп сцены мрачного звука. В нем смешан и хорроркор, и хип-хоп альтернатива, и клауд-рэп, и олдскульный трэп, в котором звук умышленно загрязнен, а спокойный флоу будто смешивается с битом и в унисон выдает вязкую и притягательную депрессивно-тоскливую муть.
ФОТО: Архив TXNGI
Конечно, среди ассоциаций в голове невольно всплывают и классики из Мемфиса в лице Three 6 Mafia, и Bones, и, неожиданно, ранний Pharaoh, который начинал с заигрывания с подобным звучанием, пока не ударился в зализанный звук и сомнительные эксперименты с вокалом.

Интересно, куда Танги заведет творческий путь, однако я лично надеюсь, что он не уйдет от выбранной ниши, ведь именно такой атмосферы недостает не только в калмыцком хип-хопе, но и, в принципе, в хип-хопе отечественном. Оно и понятно – мейнстримного успеха с таким звучанием едва ли стоит ожидать, однако свою преданную аудиторию Игнат уже нашел. Остается надеяться, что она будет только расширяться.
Топ-3 трека TXNGI
по мнению «ТОДО»:
3. TXNGI – GOLEM
(prod. Killingeveryoneilove)
GOLEM – трек из последнего релиза Танги ULTRAVIOLENT. Монотонный и размеренный бит киевского битмейкера Killingeveryoneilove, с которым Танги в последнее время часто сотрудничает, медленно обволакивает слушателя. Он будто подготавливает его к эмоциональному взрыву, но играет на разрушенных ожиданиях. Точно так же при просмотре хоррора зритель ожидает скримера благодаря умелому нагнетанию саспенса режиссером, но в конце концов остается ни с чем, что дарит не меньшую бурю эмоций, чем, собственно, ожидаемый скример. В этом смысле трек немного напоминает недавний сингл Хаски «За Байкалом», в котором монотонность и однообразность также играют на руку исполнителю.

Танги умело обращается с этим битом – его рифмы ложатся на трафарет продакшена и образуют единую композицию.

Преувеличенно спокойный флоу вводит слушателя в своеобразный транс, переносит его в другую реальность – мир полный гротескных чудовищ. Конечно, назвать стопроцентным бэнгером этот трек можно с трудом. Он и не стремится понравиться каждому, не стремится раскачать слушателя, он скорее подходит под определенное меланхолично-депрессивное настроение, которое в нашей апокалиптичной действительности находит слишком часто.

Трек GOLEM – первая композиция, ставшая частью нового проекта Todify Music от «ТОДО медиа», в котором творческие люди Калмыкии могут заявить о себе. Ознакомиться с лайв-выступлением Танги, снятом на живописном побережье Чограйского водохранилища, можно на нашем YouTube-канале.
2. TXNGI – Middle Class
(prod. Mxxrz Killa)
В спродюсированном калмыцким битмейкером Mxxrz Killa (недавно переименован в AyoMxxrz) треке Middle Class «вайб» заметно расходится с чилловым и монотонным GOLEM. Бит будто бы подстраивается под исполнителя, он совсем не однообразен – здесь есть и нагнетание перед бит-дропом, и сам бит-дроп, и рвущие басы, а более агрессивному флоу Игната благодаря этому есть где развернуться.

При прослушивании складывается ощущение, что битмейкер и исполнитель находятся в тесной творческой связи, они понимают запросы друг друга и готовы создать качественный продукт с грамотно выстроенной композицией. Стоит отметить, что клауд-трэп, который получился на выходе разительно отличается от того, что обычно вытворяет с битом AyoMxxrz. В треке почти не осталось налета Мемфисской школы, однако даже несмотря на это в нем чувствуется фирменный стиль и пресловутая мрачная атмосфера «злого» хорроркора. Что-ж, остается только с нетерпением ждать их совместного с Танги релиза.

Послушать трек.
1. TXNGI – LAST CARNIVAL (prod. MARTIN DA MAKER)
LAST CARNIVAL был выпущен аж в 2018 году, поэтому видеть его на первом месте может быть неожиданно особенно в контексте недавнего отхода Танги от исконного звука Three 6 Mafia. Однако шероховатости бита и сведения, а также монотонный фаст-флоу Игната придают этой реликвии калмыцкого андерграунда нужного шарма. Половину трехминутного трека занимает проигрыш, речитатив Танги врывается неожиданно и также неожиданно исчезает, но за этот короткий промежуток он успевает влюбить в себя всех фанатов ушедшего в подполье жанра хорроркор.

Для таких же любителей великого альбома Three 6 Mafia Mystic Stylez, как и я, я просто рекомендую ознакомиться целиком с первым релизом Танги Call of Mystic (преемственность налицо). Удивительно, как Мемфисский звук продолжает жить в далекой буддийской глубинке за океаном спустя четверть века. Фанатов этого жанра в хип-хопе не так много, как, например, у минималистичного трэпа (у которого ноги, кстати, растут в том числе и из Мемфиса), но от этого ценность таких неидеальных, но самобытных альбомов только растет.

Послушать трек.
Pinklotus WU
ФОТО: Архив Pinklotus WU
Сергею, занимающемуся музыкой под псевдонимом Pinklotus WU, 21 год. Он не только читает рэп, но и пишет биты, занимается мастерингом и сведением большинства своих треков.

Впервые он познакомился с рэпом во втором классе, когда троюродные сестры передали ему по «блютузу» песни из своего плейлиста:
«В их плейлисте было очень много рэпа и R'n'B, в том числе песни из таких фильмов, как «Шаг вперед» и «Форсаж: Токийский дрифт». Убийственные треки, до сих пор их слушаю».
В стиле Pinklotus с трудом можно различить нотки «гламурного» рэпа нулевых, рэпа, который уверенно ворвался в мейнстрим в том числе и благодаря упомянутым фильмам. Однако легкомысленный, летний, чилловый вайб многих композиций Сергея вряд ли избежал влияния великого хита Teriyaki Boyz или наполненных сексуальной энергией ритмов R'n'B из фильма «Шаг вперед».

Именно передача слушателю определенного вайба является основой всего музыкального творчества Сергея. При этом текстовая составляющая отходит на второй план, она становится частью замысловатого и многослойного инструментала Pinklotus. Именно поэтому ему, как слушателю, было не обязательно понимать значения текстов исполнителей:
«Впервые услышав рэп, я понял, что это нечто, хоть он и был на иностранном языке (не только английский, но и французский). Ты не понимаешь слов, но ты чувствуешь этот вайб, дикий вайб, под который хочется двигаться. Под русскую музыку не качало особо».
ФОТО: Архив Pinklotus WU
В то же время смысловая нагрузка текстов для Pinklotus все равно остается важной составляющей. Так, Сергей объясняет, почему «вайб», на первый взгляд непонятных русскоязычному уху треков, так его цеплял: «…рэперы тогда делали музыку не под копирку, а хотели что-то донести своей музыкой, выразиться и, как правило, то, что они читали в своих треках, было связано с их жизнью, с жизнью в бедных районах. Они видели, что происходит на улицах, и просто читали об этом без желания кому-то понравиться или хайпануть, они хотели просто рассказать о своём городе, улице». Это на языке хип-хопа называется «трушностью».

Соответствие текста реальной, зачастую наполненной криминала и других жестоких подробностей жизни рэпера, – обязательное условие уважения в хип-хоп-среде, так называемого street credibility [пер. с англ. – «уличный авторитет»]. По отзывам коллег, проблем с этим у Сергея нет – в калмыцкой рэп-среде он пользуется уважением.
Для того, чтобы делать разносторонний рэп и писать биты, нужна незаурядная наслушанность, поэтому список хип-хоп-предпочтений Pinklotus очень длинен.
В нем найдется место и «золотой эпохе» рэпа (2Pac, Notorious B.I.G., Wu-Tang Clan и др.), и поп-рэпу и R'n'B нулевых (50 Cent, Eminem, Akon и др.), и плеяде современных хип-хоп артистов (Kanye West, Drake, Future и др.). Среди вдохновителей Pinklotus есть даже рок-музыканты: System of a Down и Linkin Park, например. Сергей не зацикливается на одном жанре, на одном исполнителе, у него получается воспринимать хип-хоп как единое целое, во всем его разнообразии.

Среди любимых альбомов Pinklotus сразу три пластинки Eminem'а: Curtain Call: The Hits, The Eminem Show и Encore. 2000-е по праву считаются эпохой триумфа Маршалла Мэтерса в хип-хопе. Практически все, кто занимается рэпом сегодня, так или иначе испытали на себе его влияние.

Заниматься музыкой Сергей начал в возрасте 16 лет, уже имея за спиной любительский опыт граффитчика и битбоксера. Pinklotus – битмейкер-самоучка. Поначалу освоение нового навыка давалось с трудом:
«Скачал fl studio 12 и стартанул работать, в начале были некие трудности в освоении программы, так как она профессиональная и полностью на английском языке. Учился я всему сам, вся инфа, которую я находил касаемо битмейкинга, была на английском языке. Она была очень сложно упакована (для старых звукорежиссёров и опытных челов), мне же нужно было что-то попроще, чтоб я просто влился».
ФОТО: Архив Pinklotus WU
Однако преодолеть довольно высокий порог вхождения в музыкальное ремесло Сергею удалось благодаря другим врожденным навыкам – упорству и трудолюбию:
«Слушал различную музыку и разные жанры, запоминал и что-то юзал в своих работах. Главное - упорство, ребята, талант – это х**** [ерунда]. Мама говорила, что мне медведь на оба уха наступил, отец просто угорал, когда я пытался что-то напеть. Казалось, что дорога в музыкальную индустрию для меня закрыта, но вот на что может быть способно настоящее человеческое желание. Моя мечта является самой главной движущей силой».
Упорство и пробивной характер Сергея сказываются не только на его музыке, но и на жизненной позиции, в особенности, в его отношении к Калымкии: «Я дикий патриот, занимаюсь организацией землячества в Ростове-на-Дону. Скажу кратко: если вы хотите, чтоб вас полюбили, полюбите самих себя для начала. Так же нужно поступать с нашей драгоценной республикой – чтоб ее полюбили и зауважали, нам нужно самим ее полюбить и вкладываться в неё». Любовь к родной земле не могла не сказаться и на творчестве Pinklotus:
«Калмыцкая атмосфера очень сильно влияет [на творчество]. <…> Стараюсь передавать этнический вайб в своих работах. Иногда такая музыка имеет экспериментальный характер, но я люблю эксперименты, ведь именно так создаётся что-то новое».
ФОТО: Архив Pinklotus WU
Своя позиция у Сергея и по поводу существования рэп-тусовки в Калмыкии: «Думаю, что как таковой ее нет. Есть мы, и мы являемся кое-какими носителями жанра. Хип-хоп – это уличная антикультура. Чтоб быть на хапчике, ничего особого и не нужно».

В 2020 году вышел EP калмыцкого хип-хоп объединения Watchin' U – Jungle, в записи которого Pinklotus принял непосредственное участие. Он спродюсировал часть треков с релиза, а также отметился несколькими появлениями в качестве рэп-исполнителя. Сергей с теплотой отзывается о своих коллегах по цеху: «С Watchin' мы собираемся и проводим вместе время, пишем музыку, общаемся, двигаемся по городу, что-то придумываем, в нашей команде каждый в чём-то хорош. Шатаут моим братьям»!

Говоря об уровне развития рэп-движения в Калмыкии, Pinklotus также отметил героев предыдущего выпуска «ТОДО медиа» о хип-хопе – группу Клонндайк и поделился своим мнением на счет перспектив и возможностей развития хип-хоп инфраструктуры: «Ребята с Клонндайк делают мувы, организацию мероприятий – сейчас, вроде, уже нет – но раньше это были «СТЕПИ», круто! Надо больше таких движений, дать альтернативу классическим барам с кальянным рэпом».

Первое публичное выступление Сергея прошло на калмыцком землячестве в Ростове. На его счету также концерт в Москве, за который артист получил свой первый гонорар: «С момента землячества прошло ровно три дня, и с нами связались организаторы и пригласили выступить на тусе. Тут я тоже долго не думал и взял билет до Москвы. Это был мой первый визит в столицу нашей необъятной страны. Добрались до клуба, нас хорошо встретили, посадили в гримерке с другими артистами, обеспечили условия, у нас был фри бар, относились с уважением.
Вышли на сцену, я взял микро и закричал: «Республика Калмыкия, город Элиста!» Услышал ответный шум от публики и почувствовал, что мы убьём эти сцены. Все прошло хорошо».
ФОТО: Архив Pinklotus WU
Pinklotus готовит к выходу свой первый полноценный альбом, а также в скором времени планирует порадовать слушателей новым синглом, на котором гостевой парт зачитал исполнитель из Майами: «Это мясо, уверяю вас. Фит с моим бро из Майами. Вы будете приятно удивлены».

«ТОДО медиа» удалось ознакомиться с еще не вышедшим материалом Сергея. Его музыка, как и сам артист, дышит свободой и не стремится уложиться в определенные рамки. Хотя, если все же попытаться определить стилевое направление большинства треков Сергея, то можно сказать, что хип-хоп Pinklotus относится к современному нью-скул рэпу, в котором сочетается минималистичный трэп-бит, заигрывания с R'n'B и активное использование автотюна.

В аранжировках Pinklotus заметно влияние новой Атланты, а также ненавязчиво проскальзывает пресловутая этническая составляющая. Стоит отметить, что сольных треков в открытом доступе у Сергея пока очень мало – всего три. В разы большее количество выпущенных им битов говорит о том, что он только на начальном этапе развития своей карьеры в качестве рэп-исполнителя. Примеров успешного переформатирования из продюсера в рэпера даже на отечественной сцене немало (Скриптонит, Dose и Saluki не дадут соврать), а с учетом вполне качественной работы с битом, а также пробивным характером артиста, Pinklotus вполне может преодолеть границы региональной популярности.
Топ-3 трека Pinklotus WU
по мнению «ТОДО»:
3. Pinklotus – On da beat
На этом треке Сергей играючи обращается с битом, который он – как гласит хук – «накидал ровно за 5 минут». Приятный и легкий трэп-бит с фирменными трещотками и едва различимым в своей членораздельности речитативом в последние годы плотно сидит на нише мейнстрима в отечественном хип-хопе. Однако даже в таком стандартизированном продукте чувствуется творческий почерк, который вместе с хуком выдает в исполнителе еще и музыканта. Pinklotus всегда пытается привнести в аранжировку новые фишки, что делает его треки не такими однообразными, как у его собратьев по мейнстрим-рэпу. К числу таких фишек относится и r&b мотивы, и неожиданный проигрыш с куплетом в самом конце.
2. Pinklotus – Fr33dom
Этот трек является первой сольной работой Pinklotus в качестве рэп-исполнителя, которую он выложил в открытый доступ – это своего рода «репрезент», который сполна продемонстрировал умения Сергея и фирменные черты его стиля. «Fr33dom» сложен, многослоен и отличается довольно хорошим сведением и мастерингом, иными словами, качественным звуком. Сочетание гитарной партии, флейты, качественного флоу и трэп-бита – беспроигрышный вариант, особенно когда у продюсера руки растут из правильного места. В случае с треком Fr33dom все звезды сошлись, и на выходе слушатель получил качественный, дорогой и приятный на слух продукт.
1. Pinklotus WU – Antidote
Из трех треков топа Antidote – самый последний. Он отличается от двух предыдущих синглов гораздо более «вылизанным» звуком. В машине, через колонку, да и просто в наушниках трек звучит практически безукоризненно – на уровне уже добившихся широкой популярности коллег (к слову, у какого-нибудь заокеанского Polo G, например, мастеринг порой хромает). Antidote – признак профессионального роста Сергея и как продюсера, и как исполнителя. Напевный флоу, который так популярен в современной трэп-музыке, не режет слух благодаря грамотному автотюну и прекрасно выстроенной мелодике. Многослойный бит не надоедает – композицию приятно переслушивать и находить новые фишки, заложенные автором.

Отдельного упоминания достоин женский бэк-вокал, деталями записи которого Pinklotus поделился в эксклюзивном комментарии «ТОДО медиа»: «С помощью вокала знакомой девушки из Калмыкии мы добавили этнического звучания. Восточного такого вайба. В основном она поет калмыцкие песни». Этника в треке едва уловима, но уместность этого приема не подвергается сомнению.

На данный момент этот трек, безусловно, лучший в биографии артиста, если брать в расчет исключительно его исполнительскую ипостась. Однако приятное послевкусие после прослушивания Antidote оставляет некое чувство недосказанности – очевидно, что у музыканта есть огромное пространство для творческого роста, поэтому я с нетерпением жду выхода его сольного полноформатного альбома или хотя бы EP.
Ц€РЯ
ФОТО: ТОДО медиа
22-летний Церен познакомился с рэп-музыкой благодаря брату. Знакомство переросло в увлечение по вполне стандартной схеме: «MTV, клипы на МузТВ, чарты, диски с альбомами. Трек 50 cent - Wangsta снес башню». Нью-скул рэп Церена по стилю заметно уходит от лекал рэпа 2000-х, который, однако до сих пор очень сильно влияет на индустрию, однако один главный компонент лирического образа калмыцкого рэпера сохранен во всей своей аутентичности – бесконечный свэг, прущий из всех щелей, который, возможно, был основой глэм-рэпа.

Нынешнее наполнение плейлиста Церена угадывается с первых секунд прослушивания его треков – его составляют представители современной отечественной «Новой школы» (Melon Music, MAYOT, Soda luv, OG BUDA, Платина). Начавшийся в конце 2010-х бум нового трэпа, зачинателями которого были по моему мнению участники объединения РНБ-клуб (Платина, OG Buda, Lil Kristall и Рокет, который в РНБ-клуб не входит), сочетал в себе меметичность, здравую щепотку пофигизма и тот самый свэг, которого так не хватало серьезному и «умному» рэпу начала 2010-х.

В эпоху метамодерна «сложность» и «элитарность» в мейнстримном хип-хопе давно уступила простоте и такому эфемерному понятию, как стиль. В треках Церена всего вышеозначенного предостаточно, однако от его стиля не веет вторичностью. Вполне возможно, оригинальность и обаятельность его треков кроется в уважении к живым классикам хип-хопа и r&b, которых он называет своими вдохновителями:
«Из вдохновителей однозначно Фифти с «Get Rick or Die Tryin»: фильм плюс альбом как сырный соус и картошка; Akon «Trouble» за мелодичность и Playboi Carti «Die Lit» за оригинальность».
На фоне мастодонтов Akona и 50 Cent, Carti кажется совсем еще зеленым несмышленышем, но истинные ценители современного хип-хопа знают, что именно Playboi Carti во многом является «отцом» нового экспериментального трэп-звучания. Музыка Церена, безусловно, испытала его влияние.

Что касается подбора аранжировок – Ц€РЯ с недавнего времени пишет биты сам, при поддержке своего товарища Hydrasnake, а также сотрудничает с калмыцкими битмейкерами, с многими из которых наш читатель уже знаком:
«Из битмейкеров, кого я знаю лично – Pinklotus, SWEXTY, MXXRZ KILLA - пацаны делают стиль прямо здесь и прямо сейчас. Из тех, кого не знаю, чувачки подкидывают демки на зацен и выходит довольно сносно. Пацаны, делайте вещи!».
ФОТО: ТОДО медиа
В своих песнях Церен использует разные биты, которые по стилю могут различаться довольно сильно, однако в них все же можно выделить общие места – они ненавязчивы, воздушны, в них преобладает составляющая нью-трэпа – минималистичного ответвления трэп-музыки, в котором аранжировки не должны отвлекать слушателя от единой композиционной стройности флоу, бита и заряженного автотюном вокала.

В отличие от Pinklotus, в треках Церена этническая составляющая практически не встречается, текст и музыка зачастую универсальны, однако отсылки к калмыцкому быту все же проскальзывают. Даже не имея четкой цели внедрить калмыцкий колорит, творчество рэпера подвержено влиянию калмыцкого окружения:
«Если ты живешь в Калмыкии, твой лайфстайл пропитан калмыцким менталитетом».
Ц€РЯ входит в хип-хоп объединение DOJO SHOKOTAN, в котором помимо него состоят исполнители из Калмыкии – TRY, Equee, Poidem poka. Артистов объединяет любовь к жанру, однако каждый из них обладает своей творческой индивидуальностью – кто-то склонен к исполнению более старорежимного рэпа (TRY), а кто-то даже не боится экспериментов с рок-звучанием (Equee).

За плечами у Церена пока только три выступления – на Районалле, Фестивале тюльпанов и, в качестве приглашенного исполнителя, на концерте Lottu G.

Не так давно Ц€РЯ отметился гостевым хуком на новом лонгплее Алтана Lottu G «Vibes&U» в треке «Токсин». Фит с подписантом крупного лейбла – важный шаг в карьере рэпера, показатель того, что его творчество актуально и высоко котируется. Сам Церен уверен, что это только начало и фанатам стоит ожидать дальнейшего сотрудничества с Lottu G:
«Не так давно познакомился с ним лично, Алтан – бигбой. Сделаем еще что-нибудь обязательно».
ФОТО: ТОДО медиа
Дальнейшие планы рэпера пока туманны: «Будем много чего интересного у меня лежат уже готовые треки, так что ждем, первый LOLIFE, а дальше услышите». В сниппете Lolife, который Церен выпустил аж в ноябре прошлого года, слушатель различает фирменный стиль наисвежайшего нью-скула, в котором рэпер чувствует себя как рыба в воде.
Однако в нью-скульные рамки минималистичного трэпа музыку Церена уместить не удается – он не просто следует канонам, заложенным самыми стильными веяниями современного рэпа, он делает это талантливо и со вкусом.
Как уже было отмечено выше, в музыке Церена есть «свэг», он умеет передать нужный вайб, прокачать толпу. Это достигается благодаря очень грамотно выстроенной мелодике в его треках. В его флоу напевность соединяется с читкой, в которой, кстати, особо хочется отметить хорошую работу с текстом. Его тексты изобилуют меткими панчами, строящимися в основном на забавных сравнениях. Вырванные из контекста они могут звучать порой меметично, порой нелепо, но в треке они цепляются за слух и добавляют гармонии в мелодику композиции («Пять из пяти – это биатлон», «Знаю все как будто масон» и т.д.).

От музыки Церена веет свободой и спокойствием – некоторые его треки не по-детски прокачивают, но артист будто делает это играючи, не напрягаясь, на «чилле». Вполне возможно, что эта легкость – признак врожденного таланта, либо за ней кроется тяжкий труд и скрупулезная работа над текстом и звуком. Но одно сказать можно наверняка – у Церена есть потенциал и задатки для вторжения в мейнстрим.
ФОТО: ТОДО медиа
Топ-3 трека Ц€РИ
по мнению «ТОДО»:
3. Ц€РЯ – Чики-брики
(feat. Po1dem poka)
В этом треке Церен и его товарищ по хип-хоп объединению «Dojo shokotan» po1dem poka оседлали минималистичный трэп-бит, который, несмотря на свою простоту, достигает главной цели – прокачать толпу. Практически лишенный гладкой мелодики других треков Церена, «Чики-брики» можно отнести к классическому типу бэнегров «новой школы». В этой нише преуспели Face, Morgenstern, Lil Pump и целая плеяда других неоднозначных, но почему-то таких притягательных персонажей хип-хоп среды.

Трек прекрасно сведен, флоу Церена и po1dem poka звучит агрессивно, вызывающе, идеально сочетаясь со столь же агрессивной аранжировкой. За внешней простотой композиции кроется простота внутренняя – это трек без двойного дна и от этого он звучит еще обаятельнее.

Послушать трек.
2. Ц€РЯ – Брюс Уэйн
(feat. Po1dem poka)
Брюс Уэйн, на мой взгляд, трек, определяющий Церена. В нем есть все составляющие его стиля – мелодичность, меткие панчлайны и качовый бит, который началом чем-то напоминает ранние работы Славы Мэрлоу, битмейкера Моргенштерна. Po1dem poka также удачно ворвался в композицию с коротким, но приятным для слуха партом, в котором слышатся нотки Элджеевского «ленивого» флоу.

Послушать трек.
1. Ц€РЯ – Тюльпаны
Несмотря на показательность и безусловную качественность трека «Брюс Уэйн», именно «Тюльпаны» мне кажется той композицией, в которой Церен звучит наиболее органично.

В бите будто слышны латинские мотивы, которые затем сменяются плотной басовой партией. Ц€РЯ не пощадил этот бит – своим спокойным напевным флоу он при этом умудрился ни на секунду не сбавить танцевальный темп композиции. Особо заслуживает упоминания текстовая составляющая трека. Рифмоконструкции Церена становятся его полноценным инструментом в выстраивании мелодики, и, что редко для нью-скул рэпа в принципе, ни одна строчка не звучит не к месту и нелепо.

В этом треком, на мой взгляд, Церен ближе всего подобрался к формуле хита, который, на мой взгляд у него еще на подходе.

Послушать трек.
Эрдни Кагалтынов
Поделиться с друзьями: